Идеал учителя и путь к нему

Ш.А. Мирзоев,
зав. сектором педагогики ДНИИП,
профессор ДГПУ

В Год педагога и наставника есть смысл поразмыслить над тем, каким должен быть морально-этический и интеллектуальный облика учителя.С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Какие же качества учителя (или «компетенции», как сегодня говорят) должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Нам было интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе. Для этого во время прохождения психолого-педагогической практики студентами старших курсов Дагестанского государственного педагогического университета нами было проведено небольшоеи сследование «Учитель глазами современного школьника».

Ученикам была представлена анкета, содержащая 3 вопроса: 1) Какой учитель хороший и почему? 2) Какой учитель плохой и почему? 3) Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?
Анализ полученных результатов позволяет сделать весьма значимые для учителей следующие выводы. Самое главное требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Нужно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль общения учителя: ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно и опрятно одетый», «доступный», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся».

Итак, ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Любопытно также, что некоторые ученики предложили вместо учителя компьютер, в то время как учащиеся 5-11-классов, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее, а может и ведущее место занимает учитель.

Таким образом, обобщив вышесказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя.
Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи: 1. Понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика. 2. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. 3. Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный. 4. Общительный, хороший друг, открытый, искренний. 5. Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. 6. Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций. 7. Владеет собой, умеет сдерживать эмоции. 8. Тактичен. 9. Всесторонне развит, умный, умеет говорить выразительно, ясно и четко. 10. Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе: 1. Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником. 2. Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу. 3. Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение. 4. Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает. 5. Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим. 6. Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы. 7. Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором. 8. Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя. 9. Нетворчески работает. 10. Педантичен, формалист.

Положение учителя – это постоянный искус (серьезное испытание; длительная и трудная проверка), испытание властью. Дело не только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к учащимся. В бюрократически организованной системе образования учитель является, прежде всего, государственным служащим, чиновником. Его главная задача – не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден порою подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. Причем ему очень легко убедить себя в том, что он действует так в интересах самих ребят, страхуя их от будущих неприятностей. Для подавления самостоятельной мысли используются и отметки, и характеристики, и манипулирование мнением соучеников, и давление на родителей. Нужно прямо сказать, что наша школа много лет была и остается самым эффективным инструментом воспитания конформизма, приспособленчества и двоемыслия. Перестройка общества невозможна без радикальной перестройки школы и самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию.
Личностный подход – это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.

К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».
Подводя итоги, можно сказать, что учитель, как и 100 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.