Исторический путь развития табасаранского народа

Народ становится историческим тогда, когда он сам начинает относиться к своему прошлому как бережно изучаемой ценности, как фундаменту своего самосознания и будущего развития.

В многовековой истории табасаранского народа немало знаменательных дат. Одна из них – образование Табасаранского района.
Табасаранский район был образован согласно постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 3 июня 1929 г. с районным центром в сел. Бурганкент. До 1935 г. в состав района входили аулы Табасаранского и Хивского районов.
Табасаранский район был образован около 100 лет тому назад, а табасаранский народ имеет многовековую историю. Отмечая юбилей района, уместно остановиться на пути, пройденном табасаранским народом.

Об этом следует говорить тем более, когда истории известны примеры исчезновения не только могущественных держав, но и многих крупных народов. А наши предки сумели уберечь себя от исчезновения, несмотря на непрерывные нашествия многочисленных иноземных завоевателей, а также их ассимиляционную политику.

На табасаранской территории найдены памятники начиная с эпохи каменного века. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования – племенные объединения. С IV в. до н.э. по II-III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и монголо-татар. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.

В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. По данным источника, датируемого 890 г. х., 1485 г. Табасаранский владетель имел 70-тысячное войско; согласно «Джахан-наме», в этом владении жили 40 тыс. семейств. Табасаранское майсумство включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские, агульские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей.

В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги – «Диндин асулар шубуб – иман, ислам, суннет ву» («Иман, ислам, сунет – основные столпы религии»). В XVII-XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт-воин Мирза Калукский (1697–1741).
По данным XVIII – первой половины XIX вв., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.

С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения, находился в связях с Русью. Эти связи усилились с образованием Русского централизованного государства и присоединением к России в 1556 г. Астраханского ханства. В 1010 г. х., 1601 г. представитель табасаранского правителя побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России. Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побережье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап. Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совершил летом 1722 г. Войска Петра I продвигались по территории Кайтагского уцмия, владения кадия Табасарана. После вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился к Петру I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными правителями.

Петр I, который в ходе Каспийского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от 1 сентября 1722 г. на имя Рустам-кади. Табасаран был принят в подданство России в 1722 году. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб.

В 30-40 е годы XVIII в. табасараны, совместно с остальными дагестанскими народами оказали героическое сопротивление иранским полчищам. На территории Табасарана против них состоялись ожесточенные сражения во главе с Мирзой Калукским. Иранские полчища окончательно были разгромлены в местности «Иран-Хараб» (Разорение Ирана).

Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана к России, имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана – в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей.
С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Северный Табасаран вошел в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южный – в Кюринский.

В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран отходничества. Сотни табасаран отправлялись в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области.
Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Организаторами и руководителями борьбы за советскую власть в южном Дагестане были Т. Юзбеков, Д. Раджабов, А. Акимов и др. Главнокомандующим Дербентским фронтом в период оккупации Дагестана деникинцами был А.Акимов.
В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и др. они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами.
В первые годы Советской власти в табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также большая работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений. В 1929 году было коллективизировано 142 хозяйства, и к началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза.
Вместе с тем в 30-е годы ХХ в. в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и ко всей интеллигенции.

Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кандик, Межгюль, Аркит и Хучни.

Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики. Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался еще в 1927 г., однако до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменности огромны и заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 1930-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными участниками по ликвидации безграмотности в районе были Гюлов Урудж, Айдемиров Гасанбек, Юнусов Тагир и др. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран»), которая являлась органом Табасаранского райкома партии.

В Табасаране появились свои поэты и писатели – А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.

 

Магомед Гасанов,
Почетный гражданин Табасаранского района,
Заслуженный деятель Российской Федерации.