Мудрость не оседает. Мудрость действует

Гусейн Гусейнов,
пенсионер

В моих руках книга Магомера Гаджиибрагимова «Мудрость оседает в горах», которая вышла в конце 2024 года. Не будет преувеличением, если сказать, что мы давно ожидали её, так как, долгие годы с интересом читая на страницах периодической печати глубоко трогающие нас статьи Магомера Гаджиибратимова, мы с нетерпением ждали следующей его статьи и, наконец, пришли к выводу, что эти статьи, несущие в себе мощный идейный потенциал, не должны оставаться разбросанными по страницам газет, они должны быть объединены в одну книгу. Что, к нашей великой радости, и произошло.

Книга открывается статьёй главного редактора республиканской газеты «Зоры Табасарана», кандидата филологических наук Гюлахмеда Маллалиева «Совесть и Мудрость Магомера Гаджиибрагимова», в которой автор, насколько позволяют рамки небольшой статьи, постарался дать краткий анализ содержания книги, отметить основные проблемы, поднятые в книге. А проблемы-то жгучие, острые, злободневные.

Проблема Чести и Достоинства горца занимает особое место в книге М. Гаджиибрагимова. Сын горца, сам горец, он воспевает страну гор и её жителей: «Да, Дагестан – это Страна гор, это страна горцев – гордых и мудрых людей, для которых на первом месте не материальные богатства, а Намус и Честь человека…». Прославляет учёных мужей Дагестана, которые «проповедовали равенство, братство, свободу, чистоту души, щедрость сердца, учили гуманно мыслить…». Но времена меняются: чуждые нам общественные веяния проникают в горы. С горечью замечает автор, как подвергаются эрозии самые светлые, самые святые для горца понятия – Честь, Совесть, Верность. «Где тот Дагестан, с достоинством отстаивающий честь мужской папахи и женского платка?» – с душевной болью вопрошает патриот снежных вершин.
Одной из лучших черт характера горца М. Гаджиибрагимов считает человечность и подтверждает это словами лезгинского поэта Шах-Эмира Мурадова:

…Хотя бы мы спорили вечность,
Всего дороже человечность.

Оглядываясь на бурлящую вокруг жизнь, текущую, как стремительный горный поток, автор, умудренный опытом долгой содержательной жизни, упорного труда и творчества, хочет «видеть Дагестан республикой Намуса – достойной преемницей лучших традиций наших отцов и дедов…» Он как бы завещает всем: ныне живущим и потомкам, «чтобы каждый порядочный человек воспринимал Дагестан как свой дом родной».

Магомер Гаджиибрагимов приветствует в человеке Человечность. Человечности как лучшему качеству человеческой души автор посвятил отдельную главу. Он с большой теплотой вспоминает тех друзей и знакомых, котрые своим добрым словом побудили его продолжить творческую деятельность, вдохновили его. Автор безмерно благодарен им за подаренную душевную радость, отмечая: «А радость, как мы знаем, идет против основ математики: она умножается, когда мы ею делимся».

В книге мы видим целый ряд примеров самоотверженности простых людей, когда они в самых критических ситуациях с угрозой для своей жизни проявляют человечность, спасая жизнь другого человека. Вот один из многих примеров: в блокадном Ленинграде голодный, изможденный старик уступает свое место в очереди мальчику-сироте, чтобы тот смог получить свой паек хлеба. Очередь до старика не дошла, но он радостно улыбался, видя, как мальчишка уплетает свой кусок хлеба. «Только человечность может спасти планету от гибели», – утверждает автор.

По словам Магомера Гаджиибра-гимова М., наши недруги за рубежом и коррумпированные элементы внутри страны заняты уничтожением нравственности нашего народа. В доказательство он приводит выдержку из программы Аллена Даллеса, в то время директора ЦРУ США, в которой обозначены его коварные цели: оболванивание, одурачивание людей, вырывание духовных корней, подрывание основ нравственности. «…главную ставку всегда будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов…», – говорилось в доктрине. Автор глубоко переживает, видя примеры падения нравственности у наших людей. Надёжной подпоркой нравственности народа Гаджиибрагимов считает идеологию «Не будет идеологии – получим потерянное поколение», – утверждает он. К сожалению, и сегодня многие руководители считают, что для общества идеология не нужна.

В книге мы находим глубокие рассуждения об этике, в том числе и о религиозной этике как искусстве общения между людьми. Этике автор противопоставляет невежество. Большая опасность для общества, когда богатство в обнимку с невежеством. Этика и лицемерие, по автору, понятия несовместимые, потому что у лицемера под маской приличия живет двуличие.
Автор книги рассматривает Совесть как единицу измерения чести и достоинства человека. «Самое страшное, что можем произойти с человеком – это потеря Совести», утверждает он, уверенный в том, что поведение и поступки людей, не контролируемые Совестью, могут принести много зла обществу.

С болью в сердце говорит автор о нашей общей беде – социальном сиротстве, детской беспризорности, проблемных семьях, напоминает о великой ответственности, которая ложится на женщине-матери, самим Всевышним уполномоченной обеспечивать мировую гармонию. «Обратите внимание на то, как прекрасна женщина в статусе матери! Она и обогреет, и накормит, и приласкает, и от дурного глаза убережёт. Она сама оберег семьи, хранительница очага», – восхищается автор.

Тревожным набатом для автора, да и для нас тоже, звучат слова мальчика, попавшего в детский дом: «Я сын матери, лишённой родительских прав!» Автор категорически не приемлет, чтобы это происходило не только в Табасаране, но и в Дагестане в целом. Не приемлет и то, что в обществе происходит тотальное преобладание эгоизма и бездуховности – отсюда и утрата семейных ценностей, сиротство, потребительское отношение к детям и, главное: потеря богатого наследия, накопленного нашими предками.
В главе «Слава и тщеславие» автор разящим словом клеймит тех, кто своим жизненным принципом сделал тщеславие. Вот как он характеризует это антиобщественное явление: «Тщеславие – это своего рода тихий террор, разъедающий, как и коррупция, наше общество изнутри. Тщеславие стало болезнью современности. Оно проникло во все сферы деятельности человека…» Пламенным заветом звучат слова автора, обращённые к нам, своим читателям: «Все мы разные, но жить нам в одном мире, на одной планете, под одним небом. Устраивая свою жизнь, не надо забывать, что рядом живут другие люди, способные дать тебе свою оценку. И помните, что есть книга, над которой не властны сильные мира сего – это память народа. В этой книге мы находим сгустки разума людей прошлого, читаем настоящее и с надеждой смотрим в будущее».

Автор клеймит позором предателей родины, называя их иудами нашего времени, негодует по поводу того, что наши иуды припеваючи живут за границей, не думая о том, что потеря родины – это уже наказание, хотя для нелюдей с ублюдочной идеологией всё равно, где жить.

Глава, посвящённая молодёжи, полна добрых пожеланий, полезных советов и наставлений. Хотелось бы, чтобы эти пламенные призывы автора-патриота не оказались «голосом вопиющего в пустыне». С другой стороны, если бы не раздавался громом и не взбудоражил мир «голос вопиющего в пустыне», что бы стало с миром? Провалилсяя бы мир в тартарары. Поэтому такие голоса, как голос Магомера Гаджиибрагимова, служат спасением для мира.
Верно отметил Гюлахмед Малла-лиев: «О книге «Мудрость оседает в горах» можно писать много. Но лучше, уважаемые читатели, самим прочитать ее и составить собственное мнение».

Мудрость не оседает, Мудрость, по велению Магомера Гаджиибрагимова, решительно врывается в жизнь, утверждая в ней все те высокие морально-этические правила, за которые так ратует аксакал, вооружённый большим жизненным опытом горец – носитель народной мудрости, сеющий доброе и вечное, высокообразованный интеллигент с широким кругозором и глубокими, всесторонними знаниями, опытный педагог, болеющий за судьбу молодого поколения, за будущее страны и народа, горячий патриот, клеймящий позором изменников родины, доморощенных супостатов, подрывающих основы общества изнутри, приятный собеседник, готовый поговорить по душам, добрый сосед, готовый поделиться последним куском хлеба, и, наконец, сын горных вершин, упоительно воспевающий красоту своей суровей, но такой дорогой для для сердца горца родины.

В небольшой статье с ограниченными рамками трудно говорить обо всей книге Гаджиибрагимова. Мы остановились лишь на нескольких главах, однако данная книга так богата по содержанию и глубока по идейно-нравственному потенциалу, что заслуживает внимательного изучения и скрупулезного анализа.

В заключение хочу от души поблагодарить моего друга и коллегу Магомера за ценную, содержательную, интересную, и, главное, полезную, нужную и своевременную книгу, которая должна быть на столе у каждого здравомыслящего человека