О защитниках Хучнинской крепости хотят снять фильм – на основе новой версии легенды

Гюлахмед Маллалиев
В минувшую субботу на редакционной машине «Лада Веста», прихватив по пути уважаемых табасаранских историков Магомеда Гасанова и Руслана Сефербекова, я из Махачкалы поехал в древний Дербент. Намечалось очередное заседание Региональной национально-культурной автономии табасаранов, посвященное вопросам изучения истории Табасарана и обсуждению вариантов легенды о Крепости семи братьев и сестры. По пути Магомед Раджабович и Руслан Ибрагимович вспоминали общих знакомых-историков, события политической и общественной жизни минувших десятилетий. Я, вполуха слушая их неспешный разговор, по профессиональной привычке просматривал на смартфоне последние новости республики и страны.

Здание Дербентского филиала Азербайджанского государственного экономического университета мы нашли не сразу – опять подвел навигатор. Помогли отзывчивые дербентцы. Мы прибыли за 40 минут до начала заседания, и, чтоб скоротать время, зашли в столовую напротив и заказали легкий обед. Все-таки умеют в Дербенте готовить!
К назначенному времени в здание АГЭУ группками стали подтягиваться члены РНКАТ. Руководитель автономии Айваз Алиханов все оттягивал начало заседания, ожидая каких-то высоких гостей, которые в итоге так и не явились.
Изменив заранее объявленный порядок рассмотрения вопросов повестки дня, заседание решили открыть с просмотра табасаранской версии фильма «Бурж» («Долг») нашей землячки Тахмины Гаджикеримовой.

На заседании я смотрел эту короткометражную картину уже в третий раз, и при каждом просмотре благодарил в душе Тахмину за добротный фильм, в котором ей удалось передать национальные черты и психологию табасаранов, которые наиболее полно воплотились в характере бабушки Лейлы, которую сыграла Сураят Гаджикеримова, и ее внучки Патимат в исполнении Зулайхи Кадиевой. Погруженная в скорбь из-за двойного убийства недавно вернувшегося из тюрьмы сына, с которым она не виделась целых семь лет, и невестки, старая Лейла демонстрирует непримиримое отношение к сплетням и выгоняет из своего дома соседку Мислимат, когда та сообщает, что Салмана убили не бандиты, как говорят все вокруг, а его друг Саид, задолжавший Салману огромную сумму денег.
«Ты эти сплетни пришла мне рассказывать? Тогда уходи из моего дома. Я не потреплю сплетни в моем доме», – возмущается женщина. В этом эпизоде верно схвачена присущая табасаранским женщинам старшего возраста черта не распространять дурные, порочащие достоинство других людей, либо же могущие привести к вражде и мести сведения. Я сам несколько раз наблюдал эту оберегающую семьи, особенно молодую поросль черту характера табасаранских матерей и бабушек.
Другой штрих: Салман, вернувшись домой после семи лет разлуки, лишь кивает головой жене и дает ей свою сумку, но крепко обнимает мать и нежно прижимает к себе свою дочь Патимат. Эту черту – сдержанность в проявлении чувств молодых супругов друг к другу в присутствии взрослых – раньше воспитывали во всех табасаранских семьях. Таких верно подмеченных маркеров этнического характера в картине много, и этим работа Гаджикеримовой очень выгодно отличается от других фильмов, снятых про наш край людьми, не знающими ментальность табасаранов.
И хотя после просмотра некоторые зрители выразили мнение, что фильм вызывает ощущение незавершенности, я в корне не согласен с такой оценкой – в картине Тахмины Гаджикеримовой все продумано до мелочей. И даже название «Бурж» – это не только про денежный долг Саида, который привел к убийству им Салмана, но и про долг Патимат, которая сама вынуждена отомстить убийце родителей, потому что брата, кто сделает это, у нее нет. Патимат мстит очень изящно (в этом также проявился режиссерский талант Тахмины Гаджикеримовой) – направив ружье на Саида, 12-летня девочка заставляет убийцу родителей плясать под музыку из радиоприемника. И тот, осознав, что пришли последние минуты его жизни, танцует так самозабвенно, что рука плачущей Патимат опускается. Воспитанная на примерах мудрой бабушки и рожденная на свет, чтобы давать жизнь, Патимат не смогла отнять чужую жизнь, пусть даже она принадлежит убийце ее родителей. Но девочка заставила Саида ощутить всю сладость и бесценность человеческой жизни, глубоко осознать совершенный им тяжкий грех – легко, из-за денег лишить жизней двух людей. Саид раздавлен силой духа Патимат, сумевшей исполнить свой дочерний долг.
Режиссер фильма сама тоже оказалась очень приятным человеком. Она рассказала коротко о своей жизни и о том, как как пришла к идее снять фильм.
Тахмина Гаджикеримова родилась в с. Тураг Табасаранского района, затем ее семья переехала в Каспийск, где она закончила школу №1. Проучилась в Политехническом институте, работала в Москве. Вышла замуж за иностранца.
«Во время ковида у меня появилось много свободного времени, и я решила снять этот фильм, чтобы внести свой вклад в развитие табасаранской культуры. Чтоб о нас знали не только в России, но и за рубежом. Фильм я посвятила памяти родителей, которых уже нет в живых», – сообщила режиссер.
Фильм «Бурж» был отмечен наградами престижных кинофестивалей мира. Его показом открывался фестиваль в Лос-Анджелесе (США), лента стала призером в двух номинациях на кинофестивале в Маскате (Оман), а на кинофестивале в Мумбаи (Индия) была признана лучшей драмой. Фильм был показан и в Голливуде, где, по словам режиссера, впервые прозвучала табасаранская речь.
Съемки фильма проходили на живописных территориях сел Тинит и Тураг, а также в Хунзахском районе, где сохранилась аутентичная обстановка старинных улочек и домов.
Участники заседания задали Гаджикеримовой много вопросов, затем поблагодарили ее за фильм. От имени руководства автономии ей была вручена грамота за вклад в развитие табасаранской культуры.
Пользуясь случаем, члены РНКАТ предложили Тахмине Гаджикеримовой снять художественный фильм про защитников Крепости семи братьев и одной сестры. Поводом послужила неверная трактовка событий из легенды в документальном фильме «Народы России: Легенды Табасарана», снятом продюсерской командой из Пятигорска под руководством Александра Джадова.
Тахмина Гаджикеримова дала свое согласие, оговорив, что съемки потребуют серьезных финансовых средств. Она предложила подготовить проект и направить его на конкурс грантов минкультуры РД.
Разговор плавно перешел к легенде о защитниках Хучнинской крепости. Отвлекаясь от нити повествования, хочу отметить, что за последние 6 лет тема предательства сестры защитников крепости стала одной из самых обсуждаемых на страницах нашей газеты. Возмущение читателей вызывал факт предательства сестры, которое, они считают, не могло быть в принципе. Сестра, воспитанная в горских традициях, не могла предать братьев и родину, влюбившись в врага, который с невиданной жестокостью сжигал целые села, устраивал шах-харманы на току –молотьбу детей, стариков и беременных женщин под копытами коней.
Историк и краевед Замир Нуралиев развеивает несостоятельность наиболее распространенной версии легенды, написанной П.К. Усларом со слов местных жителей, при помощи логических доводов.
– В те времена не было ни телефонов, ни вотсапа, поэтому объясните мне, пожалуйста, как Райганат (сестра защитников крепости) могла влюбиться в иранского полководца, если она просто физически не могла увидеть его – ставка иранского полководца располагалась в районе местности Гъар-Гъуи, что находится в 15 км от крепости.
Теперь насчет того, что сестра испортила ружья и мечи братьев, залив в ножны и дула соленую воду. Возможно, порох мог отсыреть и ружья могли не выстрелить, но где вы видели, чтоб за сутки-другие от соленой воды сталь могла так заржаветь, что богатыри не могли бы их вытащить из ножен? – возмущается историк.
– Я, проводя встречи с туристами на крепости, рассказываю им версию, записанную нашим историком Магомедом Раджабовичем в 1963 году из уст старожила с. Татиль Абдурахманова Гаджикерима, и она им очень нравится. Согласно этой легенде, братья оказали ожесточенное сопротивление иранским войскам. В сражениях с врагами братья были ранены, продукты и вода в крепости были на исходе. Все заботы, связанные с обороной крепости, легли на сестру, которая кормила и поила раненых. Когда братья не могли уже продолжать бой, сражение против врагов возглавила она сама, переодевшись в одежду и доспехи младшего брата. Райганат собрала оставшихся защитников крепости и вступила в схватку с врагами, воодушевляя ополченцев. К врагам подоспели свежие силы, а у горстки горцев силы были на исходе. Сестра и сама была ранена, но продолжала сражение. От потери крови вскоре она потеряла сознание и упала с коня. В это время враги окружили отряд табасаранов. Иранские солдаты стащили доспехи и шлем с предводителя отряда горцев и отшатнулись, увидев, что с ними воевала прекрасная девушка. Когда сестра пришла в себя, она поняла, что попала в плен и ее ждет незавидная участь. Враги схватили Райганат и направились в свой лагерь. По дороге девушка отобрала копье у одного из конвоиров и заколола им себя, – ознакомил присутствующих с другой версий легенды Замир Нуралиев.
Доводы историка поддержали и другие участники заседания. По данному вопросу было принято решение рекомендовать всем табасаранским гидам рассказывать туристам только данную версию легенды, распечатать текст легенды и разместить на большом щите у входа в крепость, чтоб его могли прочитать и туристы, и жители района, а также размножить текст в буклетах для туристов. Кроме того, было принято решение обратиться к составителям хрестоматий по родной литературе, чтоб в новых учебниках прежняя, порочащая табасаранскую защитницу версия легенды была заменена новой. Естественно, в основу будущего фильма также должна лечь именно эта легенда
Еще одним вопросом, который вызвал оживленное обсуждение на заседании автономии, стал вопрос научного исследования белых пятен в истории Табасарана. По словам Магомеда Гасанова, слабо изучены либо вообще не изучены такие пласты истории нашего края, как период борьбы горцев Дагестана против царизма и местных феодальных владетелей в 20-50 годах XIX века, история Табасарана второй во второй половине XIX века.
Мало исследований, посвященных событиям, которые происходили в табасаранских селах в период Первой мировой и гражданской войн, строительства социализма и колхозного строительства, в годы Великой Отечественной войны. Ждут своего часа и исследователей также новейшая история Табасарана – со второй половины ХХ века до сегодняшних дней.
Для решения этих вопросов была сформирована комиссия в составе табасаранских историков Магомеда Гасанова, Руслана Сефербекова, Абдусалама Гасанова, Закира Мирзаева, Рамиса Гашимова. Выступающие по данному вопросу, в частности, доктор исторических наук, заместитель декана исторического факультета ДГУ Руслан Сефербеков посетовал на то, что на исторический факультет вуза практически не поступают выпускники табасаранских школ, а те, кто учится, особо не горят желанием заниматься историей родного края, потому что это хлопотно, мало оплачиваемо и требует энтузиазма и глубокого патриотизма. По словам декана исторического факультета Закира Мирзаева, в Даггоспедуниверситете ситуация с табасаранскими студентами лучше – на каждом курсе учатся по 3-4 ребят и девушек. По итогам обсуждения вопроса было принято решение усилить работу со студентами и аспирантами – давать им курсовые и дипломные работы по истории родного края, чтобы они потом вылились в кандидатские диссертации.
Для активного участия табасаранской молодежи в социальных и грантовых проектах была сформирована и комиссия по работе с грантами, которую возглавила имеющая большой опыт в этих делах Суна Абдуллаева, начальник управления образования Дербентского района.
В рамках пункта «Разное» члены заседания рассмотрели вопрос строительства нового здания табасаранского театра, который никак не решается: минкультуры республики ссылается на отсутствие денег в бюджете, тогда как для находящегося в аналогичном состоянии азербайджанского театра эти средства нашлись – к его реконструкции приступили в 2021 году. Недавно в региональных СМИ прошла информация, что ремонт в азербайджанском театре близится к завершению. А здание табасаранского театра пока еще на бумаге.
P.S. Пока я готовил материал, пришла удручающая новость: в ночь с 29 на 30 ноября обвалилась одна из стен ветхого здания табасаранского театра, в котором столько времени ютятся наши актеры. По счастливой случайности обошлось без жертв.