В издательстве «Алеф» вышел сборник «Духовно-нравственное воспитание учащихся: на примерах фольклорных и литературных произведений табасаранцев» под авторством заместителя директора по научно-методической работе ГБУ РД «ДНИИП им. А.А.Тахо-Годи», кандидата филологических наук Сафаралиева Н.Э. и ведущего научного сотрудника сектора родных литератур ГБУ РД «ДНИИП им. А.А.Тахо–Годи», доктора филологических наук, профессора Курбанова М.М. Сборник издан при поддержке гранта Главы Республики Дагестан в области образования, науки, техники и инноваций, полученного авторами в 2023 году.
В этот внушительный сборник объемом в 460 страниц вошли бытующие до сих пор в табасаранской культуре и литературе оригинальные и заимствованные варианты мифов, преданий, легенд, притч, сказок с комментариями, с паспортизацией текстов собирателей, а также популярные тексты из произведений табасаранских писателей. Он публикуется как в познавательных целях для внеклассного чтения учащихся, так и для их нравственного воспитания. Считаю, что этот сборник должен быть настольной книгой каждого табасаранца, хотя издание, по мнению авторов, предназначено филологам, историкам, этнографам, учителям родного языка и литературы, учащимся школ и любителям табасаранского фольклора и литературы.
Сборник состоит из вступительного слова авторов-составителей, 5 глав и комментариев к ним. Каждая глава, каждый параграф имеют свои цели и задачи, чётко, ясно и вкратце изложенные в сборнике. К примеру, во вступительном слове, останавливаясь на литературных произведениях, мифах, сказках, сказаниях и легендах, составители пречисляют их авторов, годы издания (от 30-х до 90-х годов прошлого столетия), проблематику и значение. Охвачены произведения ведущих писателей и поэтов табасаранского народа, в том числе автора первых букварей и учебников, создателя табасаранского литературного языка Темирхана Шалбузова, основателя табасаранской литературы Абумуслима Жафарова, автора двух романов Манафа Шамхалова, автора трёх исторических и историко-эпических романов («На заре нового дна», «Тайна чести», «Герои не умирают»), многочисленных повестей и поэтических произведений Багира Раджабова.
Совершенно справедливо уделив больше всего внимания анализу творчества Багира Раджабова (более 100 страниц), авторы-составители не обходят стороной известные произведения и других табасаранских авторов, в частности Шахвеледа Шагьмарданова (4), Шамиля Казиева (2), Гусейна Абдурахманова (1), Муслима Курбанова (3), Керима Маллаева (5), Эседулаха Сафаралиева (8), Саади Раджабова (7), Сувайнат Кюребеговой (3), Абдуллаха Абдурахманова (1) и Эльмиры Ашурбеговой (1).
Первая глава «Мифы и легенды» (стр. 12-23) состоит из 20 фольклорных произведений — мифов «Солнце и Луна», «Почему кошка падает только на ножки» , «Наказание Умчара», «Красный бык», «Вечные путешественники» и т.д. Они представляют большой интерес не только для учащихся национальных школ, но и имеют определённое воспитательное значение и для взрослых.
Вторая глава сборника – «Мифологические сказки» (стр. 24-28) – представлена 7 произведениями: «Как был создан медведь», «Осквернение поля», «Бабушка Рух», «Красная баба» и т.д.
Наибольший интерес в сборнике представляет третья глава, состоящая из 36 сказок (стр. 29-78), которые разделены на 3 подгруппы – исторические и героические сказки, бытовые сказки, предания. Здесь каждая сказка связана либо с природными явлениями, либо с различными происшествиями, приключениями, историческими событиями. Авторы-составители включили в эту главу три варианта легенды о семи братьях и сестре, исторические предания о мече Абумуслима, Кровавых скалах, предателе Жюгее, святом Шихкериме, абреке Ленге Шябане, предание о появлении коврового узора «Сафар чичан», истории, которые дали названия известным местам — Волчья скала, Скала юноши, Святые рощи, Нитикский пир, Могила святого шейха, «Святой Дюрк» и т.д.
Все перечисленные сказки, легенды, притчи, да и другие литературные произведения табасаранских писателей и поэтов, которые сохранились в памяти народа и включены в данный сборник, имеют большое воспитательное значение. Святые места, могильники имеются почти у каждого населенного пункта Табасарана. Из поколения в поколение передаются их истории и назначения. Следовательно, не только мы, но и подрастающее поколение относится к ним с большой ответственностью. Это наше незабываемое прошлое.
С учётом того, что анализ последующих глав сборника будет продолжен, от имени учителей и учащихся, родителей и детей, учёных, всей интеллигенции и общественности табасаранского народа хочу сказать большое спасибо Н.Э. Сафаралиеву, М.М. Курбанову (светлая ему память) и в первую очередь ответственному редактору, директору Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им А.А.Тахо-Годи А.С. Аруховой за издание данного сборника, аналогов которому нет не только в табасаранской, но и во всей дагестанской литературе.
Загир Загиров,
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН,
заслуженный учитель РФ и РД