Так кто же виновен в упадке национальной культуры?

В газете №14 (9098) от 12 апреля 2024 г. внимательно прочитал статью Зубайдат Шабановой «Кто ослабляет культуру?» («Культура зяиф апIурайир фуж ву?») и решил выразить свое мнение по поднимаемой автором проблеме.

Культура – важная составляющая жизни любого народа. Тот, кто дает оценку, связанную с культурой народа, должен быть компетентен в этом вопросе. Сам, касаясь данной проблемы, не считаю себя знатоком культуры, но кое-какие знания в этой области имею; и мои 74 года, думаю, тоже дают мне право выразить свою точку зрения. И ее я постараюсь обозначить предельно объективно. Возможно, мои рассуждения кого-то заденут. Если кто-то обидится (поверьте, моя цель – не это ), заранее приношу ему свои извинения.
Поэтесса Эльмира Ашурбекова и наши известные певцы имеют претензии к тем, кто занимается плагиатом: крадет строки из стихов, песен, музыку, и это, по их мнению, губит нашу культуру. Согласен, воровство в любой форме – это преступление. Тем более это очень задевает творческих личностей, чьи наработанные трудом результаты кто-то так легко присваивает себе.

Во все времена люди воровали и воруют, но воруют лучшее. У Пабло Пикассо есть замечательные слова: «Хорошие художники копируют, а великие воруют». Те, кто занимается плагиатом, это, как правило, молодежь – она ищет себя, а пока идет процесс обретения своего стиля, ей надо кому-то подражать, кого-то копировать. Вырастет – поймет. Если так, не стоит ли радоваться тому, что кого-то привлекло ваше творение? Это хорошая оценка вашему творчеству. Вашу работу кто-то считает образцом, достойным подражания. Может, не стоит так огорчаться? И у меня бывало подобное. После того, как я принимал участие в выставках в Махачкале, несколько раз художники копировали композиции моих пейзажей и выставляли на продажу. Ну и что?
Есть, на мой взгляд, более значимый фактор, который разрушает нашу культуру. Посмотрите на наши свадьбы. На них почти 90% своих песен наши певцы исполняют под фонограмму. А ведь многие из них имеют и звания, которыми гордятся, считая себя «ЗВЕЗДАМИ» первой величины. Это – развитие культуры? А где любовь к культуре, где патриотизм?

Был такой случай в советские времена. Одному водителю предложили работу шофером в райкоме партии. У него сельчане спросили: «Дядя Магомед, когда ты устроишься на эту работу, с намазами своими что будешь делать?» На что последовал моментальный ответ: «Если будут хорошо платить, они автоматически отпадут» («Я Мягьямед-ими, душваъ ляхниъ дийигъиган, му яв гъулгунарикан гьапIидва?» Мягьямедри дишла жавабра тувру: «Пул гъюрди гъавхьиш, дурар автоматически вари дахьди»).
У вас тоже, значит, как у Магомеда получается: если на свадьбах капают деньги, то о культуре и патриотизме можно забыть? А в другом месте можно высокопарно рассуждать о высокой культуре, патриотизме и обижаться: «… вот он своровал мои стихи, музыку, мою манеру исполнения песни. Он виновен в падении нашей культуры. Наказать негодяя!». Знаете, есть хорошая поговорка: «В чужом глазу ищем соринки, а в своем бревна не видим».

Развитие культуры или его падение зависят от множества факторов. Однако все можно решить. В жизни не бывает нерешаемых вопросов, было бы только желание. У нас в каждом районе есть заведующие отделами культуры, которым платят зарплату за их работу. Почему бы им не организовывать концерты на слова наших поэтов, привлекая певцов и музыкантов, проводить встречи с ними? Заодно можно и оценку дать каждому исполнителю, поощрив его хотя бы дипломом или грамотой. Почему бы не объявить конкурс на лучшее стихотворение на родном языке как среди школьников, так и взрослых? Там же разъяснить начинающим поэтам, певцам, музыкантам суть творчества. Это ведь не сложно. Завотделом культуры района – это своего рода дирижер. А каков дирижер, такова и музыка. Аналогично, каков завотделом культуры, такова и культура народа.
То, что сегодня интеллигенция недоумевает, – это результат недоработки наших завотделами культуры. Вот поэты, музыканты, певцы через газету пытаются понять, чьи же действия ослабляют культуру. Однозначно, виновны те, кто по долгу службы обязаны заниматься этими проблемами, но не занимаются ими; они или не знают, или не хотят, или им что-то мешает заниматься полноценно вопросами культуры.

Коли заговорили о культуре, не могу не сказать несколько слов о нашем ковроткачестве, ведь этот промысел – огромный пласт нашей культуры. В советский период тысячи наших женщин – наши сестры, матери, бабушки – были заняты в этой отрасли, и каждый их ковер был произведением искусства. А сегодня национальный промысел на наших глазах уходит в небытие. Уверен, найдутся патриоты, которые с помощью Аллаха возродят прекрасное искусство ковроткачества. А пока не мешало бы объявить конкурс как среди школьников, так и среди взрослых на лучшую разработку коврового узора, каём в рисунке. Хотя бы для «моральной» поддержки нашего искусства.
Философы говорят: «Все познается в сравнении». Помню, несколько лет назад в Хучнях ежегодно организовывали выставку ковров, где мастерицы не только Табасаранского района, но и Хивского, Кайтагского, Дахадаевского районов выставляли изделия своих талантливых рук. Почему сегодня прекратили эту традицию? Что стало мешать? И почему нам не объявить официальный День ковра? И каждый год в обязательном порядке организовывать выставку ковров.

О красоте наших ковров еще в V веке до н. э. писал древнегреческий историк Геродот, а сегодня мы молча смотрим, как гибнет это высокое искусство. Это разве не позор нам всем? Ведь будущие поколения не простят нам этого.
В прежние годы в Табасаранском районе организовывали выставки работ художников. Неужели сегодня художники исчезли или перестали рисовать? Я знаю нескольких наших авторов, которые в последнее время, участвуя в международных выставках, получали бронзовые, серебряные и даже золотые медали.
Равнодушие, безответственность работников отделов культуры к некоторым вопросам в какой-то степени и являются причиной ослабления нашей культуры. Конечно, не все от них зависит, но когда они не делают даже то, что могут, это и есть преступление по отношению к культуре.

Я, к примеру, ни разу не слышал, чтобы в Хивском районе открылась выставка ковров или работ художников. А почему? Ведь там прекрасные ковровщицы. Еще остались ковровые цеха в Зильдике, Межгюле, Ляхла, хотя и пребывают в состоянии клинической смерти. Именно поэтому в Хиве следовало бы организовать выставку изготовленных в цехах района ковровых изделий, если хоть что-то там еще имеется. А если их нет, то все равно провести выставку, собрав экспонаты у частников.
Из-за слабой работы завотделами культур наших районов мы теряем сторицей. И это отражается на нашем будущем. Еще пример. Посмотрите, сколько наших студентов сегодня получают художественное образование? Из более чем стапятидесятитысячного табасаранского народа в настоящее время в художественном училище им. М.А. Джемаля в Махачкале обучаются всего четыре студентки! Хорошо, что хоть четыре, а то были годы, когда на художников от нашего народа десятилетиями не училось ни одного представителя.
Вопрос, поставленный нашей интеллигенцией: «Кто ослабляет культуру?» очень резонный. Повторюсь, вина в этом в большей степени ложится на завотделами культур наших районов; их слабая работа, а порой и полное равнодушие к некоторым сторонам культуры и приводят к постановке подобных вопросов. Концерты, организуемые к праздникам, конечно, нужны, но недостаточны. Справедливости ради следует сказать, что завотделом культуры Хивского района каждый год организовывает конкурсы по вокалу для детей и взрослых, проводит мероприятия по сохранению исконных национальных традиций. Это все делает ему только честь. Мероприятия, посвященные популяризации народной культуры, проводятся и в Табасаранском районе. Однако нельзя забывать и про изобразительное искусство, тем более декоративно-прикладное искусство, а именно про ковроткачество – неотъемлемый атрибут нашего народного искусства. Работа в этих направлениях впоследствии принесла бы свои положительные плоды.

Завершая статью, еще раз хочу извиниться, если я кого-то задел. И вместе с тем хочу сказать: «Не надо искать виновных в наших неудачах на стороне. Мы, и только мы, являемся строителями будущей своей жизни и ответственны за свои дела перед завтрашними поколениями. И каждый должен спросить себя: «Все ли я делаю для развития культуры своего народа?»

P.S. Читатель вправе спросить меня: «А ты сам что сделал для развития культуры?» Заранее извиняюсь за нескромность. Благодаря мне 5 человек стали членами Союза художников, 4 – членами Академии современного искусства (АСИ), трое, участвуя в международной выставке в Москве, стали обладателями бронзовых медалей, один – серебряной медали. Сам я обладатель трех золотых, одной серебряной, являюсь членом-корреспондентом Академии современного искусства. Двое моих сыновей, участвуя в различных международных выставках, получили бронзовые медали и стали членами АСИ. Кстати, они принимали участие в номинациях по декоративно-прикладному искусству и выставили новые рисунки ковров.
Я совместно с сыновьями получил патент на изобретение. Мы подали документы еще на два изобретения, которые сейчас проходят экспертизу. В настоящее время разрабатываем еще 7 изобретений.
Являемся участниками многих рес-публиканских и зональных художественных выставок. Наши работы хранятся в 16 зарубежных корпоративных коллекциях и частных музеях, в том числе в Букингемском дворце у покойной королевы Англии Елизаветы II, где собраны лучшие экспонаты ковров и шпалеров со всего мира. В центре зала Букингемского дворца висит портрет королевы в ковре, вытканный по нашему рисунку табасаранскими женщинами.
В настоящее время работаем над картиной-триптихом размерами 2,20 м х 8 м, посвященной войне табасаранского народа с полчищами Надир-шаха. И самое главное – всеми силами пытаемся возродить наше великолепное искусство ковроткачества, и уже есть обнадеживающие результаты. Надеемся на помощь Аллаха и тех, кто готов нас поддержать.

 

Абдурахман Османов,
гл. художник Табасаранского театра, член Союза художнков РФ, заслуженный художник РД,

член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги