Конец календарного года в налоговой сфере, как и в любой отрасли – время подведения итогов. О результатах работы за год, о налоговой культуре дагестанцев, о кассовой дисциплине и незаконной деятельности предпринимателей деятельности и многом другом мы поговорили с заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Шахбаном Хизроевым.
– Шахбан Хизроевич, с какими результатами работы ваше ведомство готовится встречать новый календарный год?
– Результаты, скажем так, неплохие. За январь-сентябрь текущего года благодаря проведенным Управлением мероприятиям в консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило 38,7 млрд рублей администрируемых налогов и сборов, в том числе в республиканский бюджет – 28,2 млрд рублей, в бюджеты муниципальных районов и городских округов республики – 10,5 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года поступления в консолидированный бюджет региона увеличились на 12,4% или на 4,3 млрд рублей.
– За счет чего удалось добиться положительной динамики в сборе налогов?
– Положительная динамика поступлений налогов стала следствием, в том числе и усиления контрольной и контрольно-аналитической работы Управления. Так, за 9 месяцев текущего года по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, а также по результатам контрольно-аналитической работы дополнительно начислено более 2 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (рост на 961,7 млн рублей или в 1,9 раза).
Приоритетной формой налогового контроля продолжает оставаться побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств в рамках, проводимых Управлением рабочих встреч с налогоплательщиками. О качестве проводимых мероприятий налогового контроля и работы, направленной на побуждение налогоплательщиков к увеличению своих налоговых обязательств, говорят суммы взысканных платежей – 2,4 млрд руб. (1,7 раза, или на 972,6 млн руб. больше показателя 2023 года), в том числе 1 466,9 млн руб. поступило от налогоплательщиков, уточнивших свои налоговые обязательства в сторону увеличения в рамках работы комиссий, проводимых Управлением с приглашением налогоплательщиков. Из общей взысканной суммы в консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило1,1 млрд руб.
Также Управлением в Следственное управление СК РФ по Республике Дагестан за 9 месяцев текущего года для дачи правовой оценки и принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках ст. 32 и ст. 82 Налогового кодекса РФ передано 24 материала проверок на общую сумму 3 494,6 млн руб., в том числе по выездным налоговым проверкам направлено 12 материалов на сумму 3 328,9 млн рублей. По 3 материалам возбуждены уголовные дела.
– Как в нашей республике соблюдается кассовая дисциплина?
– По состоянию на 1 октября 2024 года общее количество контрольно-кассовой техники (ККТ) по республике составляло 20 488 единиц (на 01.10.2023 было 18 389 ККТ). С начала 2024 года в республике зарегистрировано 4 456 ККТ.
Напомню, что кассовый чек – это первичный документ учета, который содержит сведения о расчете между продавцом и покупателем и подтверждает факт приема или выплаты денег. Продавец обязан сформировать его на контрольно-кассовой технике в момент расчета, а затем передать покупателю. Уклонение от установки контрольно-кассовой техники приводит к уменьшению выручки и уходу от уплаты соответствующего налога. В этой связи наше ведомство постоянно просит руководителей учреждений и организаций провести со своими сотрудниками разъяснительную работу о необходимости требования кассовых чеков при расчетах за товар или оказанные услуги, а в случае выявления фактов осуществления предпринимательской деятельности без применения контрольно-кассовой техники проинформировать нас для принятия соответствующих мер. Ведь вовлечение граждан в институт гражданского контроля позволит в кратчайшие сроки обеспечить максимальное использование онлайн-касс.
Определенные надежды мы возлагаем на предстоящие изменения в законодательстве. В 2024 году были внесены изменения в федеральные законы о применении контрольно-кассовой техники (от 22.05.2003 № 54-ФЗ), о розничных рынках (от 30.12.2006 № 271-ФЗ), в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года. Законодательством ужесточаются также требования к управляющим рынком компаниям. В частности, они будут обязаны проверять факт регистрации ККТ арендаторами, предоставлять торговое место в аренду только лицам, имеющим зарегистрированную ККТ (при наличии такой обязанности), а также в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о предоставлении торгового места, если арендатором не будет устранено нарушение законодательства о применении ККТ.
Кроме того, управляющим рынком компаниям будет запрещено предоставлять места лицам, не имеющим ККТ (при наличии такой обязанности).
– Какая работа ведется налоговиками республики с гражданами, осуществляющими незаконную предпринимательскую деятельность?
— За девять месяцев 2024 года в республике с участием Управления в составе межведомственных рабочих групп (с сотрудниками полиции, администраций муниципальных образований) было составлено 2 659 протоколов об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и постановки на налоговый учет.
Непосредственно налоговыми сотрудниками за девять месяцев текущего года составлены протоколы в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ в отношении 1 183 лиц. С данными физическими лицами была также проведена информационно-разъяснительная работа о необходимости легализации предпринимательской деятельности и постановки на налоговый учет. В результате только этой работы на налоговый учёт встали 506 субъектов предпринимательства.
Одной из мер побуждения предпринимателей, ранее привлеченных к административной ответственности по ст.14.1 КоАП РФ, но не вставших на налоговый учет, к регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, является приостановление их деятельности в судебном порядке до устранения нарушения.
Налоговые органы не правомочны направлять исковые заявления о приостановлении деятельности в судебные органы. Такими правами, в частности, обладают органы местного самоуправления.
– А как в республике обстоят дела с налоговой задолженностью?
– По состоянию на 1 октября 2024 года совокупная задолженность по налогам и сборам составляет 35,015 млрд рублей, что на 2,201 млрд рублей или на 6% ниже, чем на начало года (на начало года совокупная задолженность составляла 37,216 млрд рублей), в том числе задолженность, зачисляемая в консолидированный бюджет республики, составляет 11,162 млрд рублей.
Абсолютное снижение задолженности перед региональным бюджетом по итогам 9 месяцев 2024 года составило 1,823 млрд рублей или 14,0% (с 12,985 млрд рублей до 11,162 млрд рублей).
Для обеспечения динамики налоговых поступлений и снижения задолженности по налогам управлением организована и усилена работа одновременно по нескольким направлениям, в том числе в тесном взаимодействии и кооперации с региональными органами власти и органами местного самоуправления.
– Месяц декабрь – время уплаты имущественных налогов. Насколько охотно и своевременно выполняют этот свой гражданский долг дагестанцы?
– Очень хороший и злободневный вопрос. Одним из существенных резервов доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан являются имущественные налоги, а одним из основных факторов, влияющих на расширение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, является регистрация права собственности на объекты недвижимости.
Благодаря проводимой налоговым ведомством, органами местного самоуправления и профильными министерствами работе количество объектов недвижимого имущества, в отношении которых исчислены налоги, за 2023 год увеличилось относительно 2022 года на 42,9 тыс. объектов (или 4,4%) и составило 985,5 тыс. единиц.
Вместе тем в регионе имеются значительные резервы по увеличению этих показателей. У нас остается значительное количество объектов, используемых населением, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в ЕГРН право собственности, а также объекты недвижимости, используемые не в соответствии с предоставленным правом.
Устранение данных недостатков положительно скажется на налоговых поступлениях, в первую очередь, в бюджеты муниципальных образований.
Общая сумма исчисленных имущественных налогов за 2023 год в отношении физических лиц составила 4,3 млрд руб., что больше на 5,6% или 242,1 млн руб. относительно начислений за 2022 год. При этом 10% от общей суммы начислений или 429,3 млн руб. приходится на работников бюджетной сферы.
В целях недопущения образования задолженности у сотрудников бюджетной сферы УФНС России по Республике Дагестан в адрес работодателей, региональных органов местного самоуправления, министерств и подведомственных им учреждений направлены списки начислений по имущественным налогам для проведения адресной работы по побуждению их к своевременному исполнению налоговых обязательств.
Надо отметить, что государство не только требует своевременно и в полном объеме рассчитаться с ним, оно также предоставляет ряд налоговых льгот и вычетов. Так, общая сумма предоставленных населению нашей республики налоговых льгот по имущественным налогам по начислениям за 2023 год составила 476,1 млн руб., что больше на 80,7 млн руб. (или 17%) относительно 2022 года. Кроме того, в текущем году предоставлены жителям республики имущественные и социальные налоговые вычеты по НДФЛ на общую сумму 1 448,7 млн рублей.
Также отмечу, что по итогам девяти месяцев 2024 года по результатам нашей работы общая сумма доначислений по налогу на доходы физических лиц составит около 1 700 млн рублей. Дополнительные поступления НДФЛ от физических лиц в бюджет региона по результатам контрольной работы составили 257 млн рублей.
– Шахбан Хизроевич, многие граждане не знают о своих налоговых обязательствах и новых возможностях уплаты налогов через электронные сервисы налоговой службы. Что делается вашим ведомством в этом направлении?
– Хочу отметить, что изложенные выше результаты работы были бы невозможны без эффективной информационной поддержки и тесного взаимодействия со средствами массовой информации. Так, с начала текущего года с целью реализации налоговой политики и обеспечения экономического роста в СМИ и социальных сетях было размещено свыше 2300 новостных материалов об информационной кампании по уплате имущественных налогов, а также о результатах деятельности УФНС России по Республике Дагестан, в том числе в социальных сетях – более 1600 сообщений, и более 600 новостных материалов. Кроме того, с июля 2024 года дагестанским телевидением в эфир были выпущены более 200 видеороликов, призывающих граждан уплачивать свои имущественные налоги.
Надо воздать должное управлению по информационной политике администрации главы и Правительства Республики Дагестан за содействие в организации этой работы.
Словом, информационно-разъяснительная работа с населением проводится на постоянной основе и будет продолжена впредь.
– Спасибо за интервью.