Ярали Гаджисултанов: «Дети – это прекрасно»

Гюлахмед Маллалиев

Сегодня педагоги – настоящие подвижники духа, целиком отдающие себя работе и детям. И это несмотря на объективные трудности профессии –бесконечные бумажные отчеты, отнимающие время на творчество, рост неформальных обязанностей, растущие административные требования, чрезмерное увлечение рейтинговыми показателями по ЕГЭ И ОГЭ и, что более всего прискорбно, падение престижа учительской профессии, в первую очередь из-за низкой оплаты труда.

Тем не менее молодежь идет в педагоги, привносит свежие и креативные решения в эту сферу, даже популяризирует профессию посредством личных блогов. С одним из таких молодых педагогов я поговорил в канун Дня учителя. Знакомьтесь: Ярали Гаджисултанов, учитель русского языка и литературы, который, судя по его статусу на пользовательском профиле в ВКонтакте, «ищет смысл во всём, что его окружает: в языке, в литературе, в детях».

Ярали Имиралиевич Гаджисултанов родом из с. Чере Хивского района. Вырос в селе Рубас Дербентского района. Здесь же окончил 11 классов и поступил сначала на филологический факультет Дагестанского государственного университета, а через год перепоступил в Кубанский государственный университет в город Краснодаре. На втором курсе занялся частным репетиторством: раз в неделю садился на автобус и «ехал через весь Краснодар, чтобы два часа позаниматься с Настей, заработать свои кровные 600 рублей», из которых 400 приходилось тратить на такси до дома, потому что на улице было холодно. Настя, учившаяся в школе на тройки, за полгода сумела так подтянуть свои знания по русскому языку, что сдала ЕГЭ на 97 баллов, хотя все ожидали от нее максимум 70 баллов. Этот успех окрылил молодого педагога, и он пошел устраиваться в школу. «Поначалу было очень страшно, ведь моя цель — найти контакт с детьми, поэтому переживал: а что, если не получится? Но, оказывается, моя любимая формула «К ученикам с заботой и теплом» работает», – описывает этот период своей работы Ярали в интервью журналисту местной газеты.

Так третьекурсник Ярали Гаджисултанов стал совмещать учебу в вузе с работой в школе. Из-за переездов был вынужден за год сменить два места работы. Сегодня молодой учитель преподает русский язык и литературу в школе №104 г. Краснодара.

Мое знакомство с героем статьи произошло случайно. Знакомая по университетской работе как-то в разговоре упомянула о молодом табасаранце, который живет в Краснодаре и ведет «классные уроки по литературе». Увидев, что я заинтересовался, она скинула мне ссылку на профиль Ярали Гаджисултанова в Инстаграме*. Я прошелся по его публикациям. В этой своеобразной подневной летописи педагогических будней Ярали знакомит подписчиков со своей работой, в веселых роликах обыгрывает различные школьные ситуации и по-доброму иронизирует над собой, нерадивыми школьниками и трудностями учительства. Но преобладающее большинство роликов – о любви к своей профессии. Вот некоторые из них:
«Как прекрасно сознавать, что ты на своем месте»
«Выражение «На работу как на праздник» стало таким жизненным»;
«… пять минут назад класс был полон детьми, и ты много с ними говорил, а сейчас кабинет пустой. В такие минуты понимаешь, как привыкаешь к постоянному общению, и уже не можешь находиться в тишине».

«Мне всегда говорили, что в школу не стоит идти работать, что дети очень злые, но я никого не послушал и понял, что дети – это прекрасно», а далее следует ролик, на котором дети смотрят видеопрезентацию по литературе, а учитель сопровождает ролик комментарием «Чудесные» и знаком сердечка.

В общем я решил познакомить читателей газеты с этим влюбленным в работу молодым филологом. Провел с ним небольшое интервью по телефону, которое и предлагаю вашему вниманию.

– Ярали, что повлияло на твой выбор профессии филолога? И почему именно русская филология?

– На выбор профессии повлияло желание учить чему-то: мне всегда нравилось объяснять одноклассникам сложные темы. Почему именно филология? В школе у меня были чудесные учителя русского языка и литературы, потому мне и нравились эти предметы, и я решил, что тоже хочу вести уроки русского языка и литературы.

– Ты сейчас учишься в вузе и работаешь в одной из краснодарских школ учителем. Вспомни, как проходили твои первые уроки? Волновался, наверно, сильно?

– На первом уроке я все 40 минут простоял у доски, будто в пустом кабинете: ученики особого интереса или какой-то активности не проявляли. Та же история повторилась с литературой. Мне, новоиспеченному педагогу, было не совсем понятно, как преподнести художественный текст так, чтобы он вызвал в сердцах детей восторг… Но в итоге мне помогла моя любимая формула: «К ученикам с заботой и теплом».

– Есть планы продолжить учебу, в аспирантуре, например?

– Конечно, после завершения учебы в вузе планирую поступить в магистратуру и, если получится, продолжу обучение в аспирантуре.

– Что больше всего привлекает тебя в профессии учителя?

– Дети. Без них не было бы и нашей профессии.

– Ты активный пользователь Инстаграма*, достаточно интересно ведешь блог. Помогает ли это твоей непосредственной работе, или же блогерствуешь, как говорится, для души?

– Да, ведение страницы, конечно, помогает мне в коммуникации с коллегами из других городов. Я вижу, как ведут уроки другие учителя, вдохновляюсь разными идеями и понимаю, что я не один в нашей сложной профессии.

– Опиши идеального, на твой взгляд, учителя.

– Думаю, хороший учитель должен любить детей и знать свой предмет. Эти два качества делают учителя по-настоящему профессионалом своего дела.

– Многие молодые филологи работают в школе два-три-четыре года, потом переходят в другие, более «хлебные» сферы. Как долго ты планируешь задержаться в педагогах?

– Я уверен, что и через 20-30-40 лет я буду так же, как и сегодня, с удовольствием ходить на работу в школе. Это мое призвание, и оно на всю жизнь.

– Ярали, хоть ты и недавно в этой профессии, но наверняка ощущаешь, что в российском обществе сегодня работа учителя, к сожалению, не считается престижной. Какие неотложные, на твой взгляд, меры необходимо предпринять, чтобы вернуть профессии педагога былой авторитет?

– Я бы обозначил следующие: 1) повышение учительской компетенции через серьёзную подготовку кадров; 2) максимальная правовая защита учителей; 3) достойная оплата труда за переработку.

– Родным табасаранским языком владеешь?

– Конечно, и спасибо за это моей учительницей родного языка и литературы – Секине Багаудиновне. Родным языком владею на уровне литературного, могу и говорить на нём, и писать.

– Спасибо за интервью. Пусть работа всегда приносит удовольствие.

*Инстаграм признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.