Жизнь и деятельность шейха Зияуддина Юсуф-Хаджи аль-Курихи

В плеяде просветителей и богословов Табасарана особое место занимает Зияуддин Юсуф-хаджи Ал-Курихи. Предлагаем вниманию читателей газеты отрывки из книги Юсуф-хаджи Юсуфова «Духовное родство», посвященные этому неординарному человеку.

 

Детство и годы учебы

Юсуф-Хаджи Зияуддин родился в 1276 г.х, (1860 г.) в с. Курих (ныне с.Гурик Табасаранского района).
Отец его Малла-Рамалдан был духовным лицом, считался суфием. Человек скромный, ничем не выделялся среди сельчан, разве что своей духовностью. Занимался хозяйством, чтобы прокормить семью. Умер он рано, когда старшему сыну Юсуфу не было еще и 12 лет. Мать мальчика умерла еще раньше. Вторая жена Рамалдана по имени Фатимат – родная сестра Сеййид-Шахид Шейх-Керима из селения Гасик, погибшего от рук русского солдата (1860 г.). Эта добрая и заботливая женщина заменила малолетним детям-сиротам родную мать. Вскоре и она умирает.

У Малла Рамалдана было пятеро детей: Юсуф, Абдулла, Абдул-Муталиб и дочь Перизада от первой жены; сын Абдул-Галим – от второй жены Фатимат.
В возрасте 9 лет, еще при жизни отца, Юсуф был отдан на обучение в селение Халаг в 1275 г. (1869-1870). Учился у Малла-Курбана. В том же году отец умер. Мальчик остался полной сиротой. Оставшийся без отца и матери, не избалованный родительской лаской, лишенный материальной поддержки, мальчик оказался в крайне тяжелом положении. Кроме него, дома остались и другие дети, моложе него. Оставлять учебу он не думал. Как раз в этот критический момент на беду осиротевших детей отозвался ближайший родственник из селения Дагни по имени Суфи-Мухаммад. Благодаря его помощи и моральной поддержке Юсуф продолжил учебу. Суфи-Мухаммад заботился о всех детях родни. Проучившись несколько лет в селениях Халаг, Гуми, Джулли, Юсуф вернулся домой, взял все заботы семьи на себя, поставил на ноги братьев.

В 1300 г. (1885 г.) Юсуф-Хаджи заканчивает медресе Хаджи-Панаха в селение Марага и в течение ряда лет работает там же, обучая грамоте других.
Полученные знания не могли удовлетворить пытливый ум и целеустремленный порыв юноши, над ним довлела неудержимая тяга и страсть к знаниям, он был одержим одной мыслью – во что бы то ни стало учиться у Гасан-Эфенди Алкадари. Такова была его давняя мечта.

Гасан-Эфенди поддержал его и определил в медресе Абдул-Фатах-Эфенди в селении Ашага-Сталь. Юсуф сразу обратил на себя внимания Абдул-Фатах-Эфенди своей целеустремленностью, любознательностью и незаурядными способностями. Изучал материал глубоко и масштабно, с завидным увлечением и трудолюбием. Зря времени не тратил. Одновременно из библиотеки учителя он переписал для себя нескольких книг. Медресе окончил успешно, с богатым багажом знаний по разнообразным дисциплинам, в 1316 г.х. (1896 г.).

В медресе он получил высокие и разносторонние знания по основам религии, арабскому языку, философии, астрономии. Здесь он формировался как алим, способный находить ответы на сложные и порою противоречивые, на первый взгляд, вопросы шариата.
Юсуф-Хаджи дал высокую оценку своему незабвенному учителю Абдул-Фатах-Эфенди — это видно из его письма, адресованного учителю:
Мы изучили здесь Древний Египет, Палестину, Вавилонию, Индию.
Какие династии здесь проходили.
Учил ты нас наукам философии,
Сократа, Аристотеля, Платона уже познали.
Царя исламских философов Абу-Али,
Фараби, Газали, ал-Араби, Хасани, Ашрафи,
Имамов Ханафи, Шафии, Ханбали, Малики.
И всем наукам веры здесь мы учились.
Землетрясения от чего бывают, учил ты нас.
Переданные нам знания по астрономии, медицине,
Пойдут по Дагестану, Кавказу.
В этих благодарственных строках Юсуф-Хаджи подчеркнута широта, глубина и объем тех знаний, которые давались в этом медресе. Уж никак не назовешь это образование чисто религиозным и ограниченным сугубо рамками шариата. Здесь учили людей логически мыслить и оперировать философскими категориями. Это очень пригодилось Юсуф-Хаджи в сложных ситуациях, в которых он оказывался нередко, особенно в последние годы жизни. Учеба в Ашага-Стале для Юсуф-Хаджи знаменательна и памятна еще и тем, что в эти годы он близко общался и сдружился с Сулейманом Стальским. Отношения между ними сложились очень дружеские и задушевные. Сулейман называл его не иначе как поэт.
Да, в самом деле, Юсуф-Хаджи имел все шансы стать именитым поэтом: природное дарование, редкий аналитический ум, энциклопедические знания, кому ведомы и близки чаяния людей, твердое философское мышление, реальное восприятие окружающего мира и ясное понимание политической обстановки в обществе. Тем не менее он осознанно пошел по другому пути. Свое призвание и предназначение он видел и нашел в религии, служении Аллаху и Его Посланнику(с.а.с.). Никакая сила, никакое давление со стороны не смогли сбить его с этого верного пути. Свои сокровенные мысли и всю силу своего таланта он направил во славу и в благодарение Всевышнего Аллаха и Его Посланника (с.а.с.)
Спустя два года после завершения учебы, работая в родном селе, Юсуф-Хаджи сдает экзамен на право занять должность сельского кадия. 2 марта 1899 г. в Дагестанском народном суде, в г. Темир-Хан-Шуре, состоялся экзамен, на котором он демонстрировал блестящие знания по всем дисциплинам. Свидетельство за №240/3749 от 6 марта 1899 г. в подлиннике хранится в семейном архиве.

Данный документ свидетельствует не только о знаниях его обладателя но и, что немаловажно, о том значении, которое придавалось властными структурами государства духовным кадрам. Говоря сегодняшним языком, это есть сертификат специалиста, дающий право заниматься определенной профессией, с юридической ответственностью. Случайный человек без соответствующих знаний, без соответствующих моральных и личностных качеств, не допускался к работе на духовном поприще. Такая практика подбора духовных кадров оправдывала себя, и религия была защищена от проходимцев и дилетантов. В наши дни, мне кажется, нет такого контроля и спроса со стороны должностных лиц.

 

Совершение хаджа

Один из пяти столпов ислама – хадж – обязан совершить каждый мусульманин при наличии материальных условий и если позволяет состояние здоровья. Об этой своей обязанности Юсуф-Хаджи никогда не забывал и выжидал удобного случая. Долгие годы ожидания тяготели его. Наконец в 1906 г. такая возможность представилась, и ею он воспользовался удачно. Совершил хадж и зиярат на могилу Пророка (с.а.с.) в Медине, домой вернулся благополучно, цел и невредим. Сохранился заграничный паспорт старого образца, выданный Военным Губернатором Дагестанской области от 18 ноября 1906 г. в г. Темир-Хан-Шура, сроком на шесть месяцев.
На паспорте отметки таможни. Выезд из Севастополя 26 ноября 1906 г. и прибытие в Севастополь 17 марта 1907 г. Из Севастополя пароходом переправлялись в Стамбул и обратно таким же путем. Всего на хадж ушло четыре месяца.

Из Стамбула до Мекки и обратно добирались на верблюдах, сидя на вьючных седлах, с согнутыми ногами, т.е. в сплетенных переметных корзинах, по одному человеку в каждой. Так двигались денно и нощно. Длительные переходы и короткие привалы. С трудом выбирались паломники из этих незамысловатых корзин, после многих часов вынужденного однообразного положения, обессиленные и измученные, с трудом вытягивали ноги, не каждый мог размяться сразу и быстро.
Юсуфу-Хаджи запомнился такой чудодейственный эпизод, случившийся на одном из привалов во время путешествия. Юсуф-Хаджи читал вслух напевом некоторые байты, прославляющие Пророка (с.а.с). Услышав это, один путешественник-араб, лежавший неподвижно на земле, вздрогнул, оторвался высоко от земли, выпрямился, не чувствуя себя, и исступленно кричал, повторяя услышанное. Испугавшись возможной смерти человека, пришедшего в экстаз. Юсуф-Хаджи прекратил дальнейшее чтение байтов.
Целых четыре месяца, т.е. 112 дней длилось это путешествие в неимоверно тяжелых условиях, по безводной пустыне, без малейших удобств, с угрозой для жизни и здоровья. В наши дни такая поездка называлась бы подвигом, а тогда не думали ни о чем, кроме как об исполнении своей обязанности, долга перед Аллахом и собственной совестью. Других целей перед собой паломники не ставили. Это были люди особой, очень высокой пробы, честные, бескорыстные, смелые, мужественные.
По пути в Мекку Юсуф-Хаджи планировал и очень ждал встречи со своим будущим устазом, Шейхом тариката Накшибандия Сеййид Ахмедом-Хаджи Хусамуддин ар-Рукали в Стамбуле. Встреча не состоялась. В это время Шейх-Эфенди не оказался в Стамбуле, он находился в Африке, в г. Триполи (Ливия), высланный турецким султаном Абдул-Хамидом. Изгнание продолжалось целых 11 лет (1897-1908 гг.). Столь желанное знакомство не состоялось и на обратном пути по той же причине.
Во время пребывания в Мекке Юсуф-Хаджи познакомился с Шейхом Абдул-Керим-Табасарани. Он работал преподавателем в одном из учебных заведений Мекки. Юсуф-Хаджи был приятно удивлен, когда он, незнакомый человек, войдя в комнату Абдул-Керима, мысленно подумал, что Шейх Мекки спит. Он боялся нарушить его покой. Неожиданно, к огромному удивлению Юсуф-Хаджи, Абдул-Керим вслух ответил: «Шейх Мекки не спит, а спит Шейх Дагестана!» Как и следовало ожидать, Юсуф-Хаджи пронзила обида на самого себя за неосторожную мысль, допущенную в отношении мекканского шейха.
Абдул-Керим был родом из Табасарана. Более конкретных сведений о его судьбе и родословной у нас нет. Скорее всего, он один из потомков рода сеййидов из селения Зирдаг. Он жил тогда один, без семьи. Местные арабы не выдавали замуж своих дочерей за него, считая чужеземцем. Возможно, затем изменилась его жизнь, обзавелся семьей, появились потомки. По известным причинам связь была потеряна и ничего об этом шейхе теперь неизвестно. Да, будет доволен им Аллах!
Таков был итог совершенного хаджа Юсуф-Хаджи.

Конечно, условия путешествия того времени не идут ни в какое сравнение с нынешними. Сейчас хадж всем доступен и число паломников несравненно больше. В те далекие времена хадж оставался уделом немногих, но искренне преданных и верных служителей религии. А потому и отношение, и уважение, и авторитет в народе были совершенно иные, весомые. В свою очередь, совершивший хадж держался благочестиво и богобоязненно. Не давал повода упрекнуть себя в непристойных поступках. Они с честью и достоинством носили звания «хаджи».

Нынче, хадж стал обыденным делом и даже увлечением для некоторых людей, думающих не о самом хадже и движимых совсем другими заботами, далекими от религии. Да пусть Аллах наставит их на путь истины.

Из книги: Юсуф-Хаджи Юсуфов. Духовное родство. – Махачкала, Исламская типография «Ихлас», 2005. С. 91-102.

Продолжение в след. номере.