Буллинг: детская жестокость

 

 

В первый день лета вся страна по традиции отметила прекрасный детский праздник – Международный день защиты детей. Защиты от террора, насилия, бедствий, голода и других последствий проблем, созданных взрослыми людьми. Однако череда последних событий, произошедших в образовательных учреждениях разных регионов нашей страны, наводит на мысль: источники угрозы «молодеют» и стены храма знаний – школы – не всегда залог безопасности.

 

По официальной статистике каждый второй (!) подросток в возрасте от 10 до 18 лет сталкивался с травлей сверстниками, психологической или физической агрессией и жестокостью в школе. Удручающие данные, обличающие нынешнюю реальность.

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) – не новомодное словечко, а термин, обозначающий почти вековое явление: это один из видов насилия, предполагающий агрессивное регулярное преследование одних детей другими. Буллинг может проявляться в виде вербальных оскорблений, угроз, насмешек, унижений, распространения слухов. Нередко ситуация усугубляется толчками, пинками, побоями – ровно столько, сколько позволяет «жертва». Среди девочек распространен социально-психологический буллинг: сплетни, игнорирование, бойкот.

По каким же причинам в школе процветает «дедовщина», какие мотивы побуждают детей к агрессии и жестокости по отношению к сверстникам? Причин на самом деле много. В их числе можно указать как педагогические, так и психологические, социальные и даже семейные. Первая группа причин обычно порождается микроклиматом в классе, школе. Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё.

К психологическим причинам можно отнести особенности личности агрессора, так называемого буллера, и самой жертвы (неспособность дать ответ, закомплексованность, страх), его национальная принадлежность, внешние изъяны. В широком распространении явления буллинга играют свою роль и социальные причины – это широкая пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх, в социальных сетях, формирование культа силы через подражание известным бойцам ММА и т.д. Естественно, нельзя отметать причины семейные – это и недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль ими своих чад.

А что же побуждает самих детей третировать сверстников? Психологи в качестве мотивов такого поведения отмечают зависть, месть, самоутверждение, желание выглядеть «круто». То есть это мотивы, свойственные детям с нездоровой самооценкой.

Последние десятилетия набирает обороты и приобретает печальную популярность кибербуллинг, или интернет-буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Как правило, «кнопочный герой» – буллер анонимен, имеет доступ к огромной аудитории, может «достать» жертву в любом месте и в любое время. И если реальный буллинг заканчивается с приходом домой из школы или со двора, где более сильные дети терроризируют младших, то кибербуллинг может продолжаться все время: информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных подростков, и от кибернападок невозможно спрятаться. В отличие от реальной травли, для кибербуллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства, время и желание кого-то терроризировать.

Выдержать последствия кибербуллинга может не каждый взрослый, что же тогда говорять о детях, которые очень уязвимы к интернет-травле?! И к сожалению, иммунитет против агрессивно настроенного социума, как в реальной жизни, так и в виртуале, можно приобрести, только находясь с ним (социумом) в коммуникации. Если этого контакта не избежать, наша родительская обязанность – распознавать и чувствовать колебания в настроении ребенка, не игнорировать завуалированные и прямые сигналы о помощи.

Важно вовремя распознать симптомы, свидетельствующие о том, что вашему ребенку плохо в классе, его отвергают. Если ваш ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; возвращается из школы подавленным, часто плачет без очевидной причины; никогда не упоминает никого из одноклассников, очень мало говорит о своей школьной жизни, не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; если он одинок – его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе, то вам нужно срочно реагировать и принимать меры.

Некоторые взрослые недооценивают последствия травли, а они могут быть даже фатальными: проблемы со здоровьем, потеря сна и аппетита, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Клинический психолог Центра эффективной психологии г. Махачкалы Майсарат Серажудинова поделилась с нами общими рекомендациями, как помочь своему ребенку, если он стал жертвой буллинга.

«Не закрывайте глаза на вышеупомянутые симптомы: сами по себе они не пройдут. Обратитесь за помощью к учителю или психологу. Сообща легче справиться с ситуацией, Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования. Очень важно иметь доверительные отношения с ребенком, поговорить с ним, обсудить проблему. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». Ребенок должен знать: если он посвятит взрослых в свою тревогу, от него не отмахнутся, а помогут и поддержат.

Работайте над формированием сильной системы ценностей ребенка. Прививайте ему навыки общения с людьми, психологической защиты, противодействия манипуляциям, провокациям, лжи. Взращивайте в ребенке умение отстаивать свою позицию, помогите ему обрести уверенность в себе. Здесь хорошо поможет литература по возрасту, совместный просмотр семейных фильмов. Используйте каждую минуту, проведенную с ребенком, для того чтобы передать ему свой опыт и защитить его! Помните: научен, предупрежден – значит вооружен!» – советует психолог.

Буллинг – проблема действительно остро-социальная. Каждый хоть раз побывавший «в шкуре» ребенка-изгоя, как правило, проносит эту боль и обиду через всю жизнь. Феномен агрессоров тоже должен качественно профилактироваться; одинаково неприятно осознавать, что твой ребенок – жертва или зачинщик травли. Здоровые, теплые семейные отношения – залог гармоничных отношений и за пределами дома. Тем не менее работа по воспитанию, культивированию нравственных ценностей, развитие культуры общения и взаимодействия в коллективе – тандемная работы школы и семьи. И каждый актор должен добросовестно исполнять вой гражданский долг.