Страсть и рок

 

 

 

9 февраля в Махачкале, в Кумыкском театре, состоялся премьерный показ спектакля Государственного табасаранского театра «Кровавая свадьба».

 

Известная трагедия Гарсии Лорки в исполнении табасаранских актеров приобрела новые оттенки. Пьеса, написанная в 1933 году, не точто не потеряла своей актуальности, а наоборот, в каждой сцене, в каждом эпизоде раскрылась в новых нюансах, вызванных игрой актеров национального театра.

На первый взгляд, сюжет пьесы простой: в день свадьбы невеста сбегает со своим прежним возлюбленным, оскорбленный жених бросается в погоню за беглецами, и все завершается кровавой поножовщиной: молодые люди убивают друг друга. Эта немудреная фабула пронизана той особенной поэзией, которой пропитаны все пьесы Лорки – поэзией тончайшей и глубокой метафоры, которую сумели перенести в табасаранскую театральную традицию переводчик пьесы и режиссер.

О том, что история закончится смертью от ножа, становится ясно с самого начала – после монолога Матери Жениха (которую прекрасно и убедительно сыграла Гюльнисе Агаева), много лет скорбящей по погибшим от рук семьи Феликсов мужа и старшего сына. Она наполнена яростью и жаждой мести, которые постоянно бурлят в ее душе и уже неутолимы. Родовое проклятие считывается на ее каменном лице. И здесь на сцене появляется Смерть (в прекрасном исполнении Динары Гасановой), и зрителя охватывает ужас: немой смех, дьявольский голос пробирают до души. Эта и есть та самая мифологическая основа всех пьес Лорки. Тот самый онтологический миф, из которого черпается сама жизнь, миф как основа основ. Табасаранская мифология, хоть она и мало изучена, достаточно богата и разнообразна, и, возможно, именно благодаря этим точкам соприкосновения в мифе, спектакль воспринимается табасаранскими зрителями как своя история.
Отдельной похвалы заслуживают декорации, сделанные на высшем уровне – особенно огромный оранжевый диск луны, которая приобретает кровавый отсвет, когда на земле проливается кровь. Готическая музыка, потрясающая игра всех актеров буквально превращают зрителей в соучастников жизни, проживаемой на сцене. Луна (Ахмед Таибов) – живой персонаж спектакля, хладнокровно освещающий путь молодым людям навстречу гибели. Антагонист того самого «солнца, которое узреет поэт».

Ну и самый главный герой, прекрасно переданный игрой Жениха (Акима Саидалиева), ее Невесты (Маркизат Гаджимагомедова) и возлюбленного невесты Леонардо (Загир Сагидов) – это Страсть.

Любовная страсть, не ведающая страха, необузданая и всепоглощающая. Возможно ли с ней бороться?
Эмоциональная, гипертрофированно дерзкая, на грани нервного срыва игра актеров поражает своей силой и профессионализмом. Возлюбленный невесты Леонардо (единственный персонаж, названный по имени) из семейства Феликсов – кровных врагов Жениха – забирает девушку, уже ставшую чужой женой. И без памяти влюбленный, пылающий страстью Жених хватается за нож. Спектакль окольцовывается, словно берет нас в плен. Казалось бы, это дело чести и мести, но нет. Это дело Страсти. Охваченные огнем всепожирающей страсти, молодые люди сгорают… и над ними льют слезы прекрасные женщины. Таков миф. Такова и жизнь.