История Ерси и ерсинцев в прошлом и настоящем

 

 

 

Под таким названием в Махачкале вышла новая книга объемом 876 страниц. Ее автор – Исмаилов Нугутдин Исрафилович, известный учёный, профессор, ветеран КПСС-КПРФ, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, заслуженный работник Высшей школы РФ, кавалер орденов «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед партией», автор более 360 публикаций.
На нынешнем этапе усиливается интерес людей к своим корням, к своему прошлому и настоящему. Опубликованы монографии по истории отдельных народов, сел, пишут их как профессиональные историки, так и любители-краеведы. Для истории ценен каждый народ. Воссоздать историю того или иного народа в полном объёме невозможно, не изучив прошлое каждого села.

 

 

Освещение исторического прошлого Ерси, обогащение молодёжи всесторонними знаниями, передача новому поколению лучших народных традиций, укрепление преемственной связи поколений поможет выявлению личностей, сыгравших роль в истории села и всего народа.

Происхождению названия Ерси автор посвятил специальный параграф. «По нашему мнению, – пишет Н.И. Исмаилов, – самым достоверным и неопровержимым в данном плане следует считать, что Ерси, расположенное на территории Северного Табасарана в течении тысячелетий, выступало как передовой форпост его, и потому носил и носит табасаранское название – Ерси, что в переводе с табасаранского на русский язык означает «старое» (с.27).

В разделе «Вопрос об этнической принадлежности ерсинцев» Н.И. Исмаилов справедливо считает, что важным фактором для выяснения этого вопроса является топонимика с. Ерси, связанная с табасаранским языком. «По этнической принадлежности, – пишет Н.И. Исмаилов, – ерсинцы изначально выступают как табасараны» (с.30). Процесс перехода населения Ерси от табасаранского языка к тюркскому, как считает Н.И. Исмаилов, длился почти 1, 5 тысячелетия.

Природно-географической среде с. Ерси посвящен один из разделов монографии. Принципы расселения жителей села были такие же, как и для остальных дагестанских сел. При этом учитывалось наличие воды, пахотных полей. Важным был фактор оборонительный. Ерси, как и остальные сёла, был основан с расчетом, чтобы к нему трудно было проникать завоевателям. Как правило, в прошлом почти все дагестанские села были расположены или на крутых склонах, или на больших скальных плитах, или на возвышенностях, на вершинах холмов. На это указывали ещё путешественники. «В Дагестане все, что может служить для защиты страны, для сохранения отчужденности от внешнего мира, – пишет Н. Воронов, – все это находится в целесообразном порядке: тропики едва существуют, аулы неприступны, каждое жилище в отдельности неудобно проницаемое и все эти кажущиеся нам неудобства дагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора. При написании настоящего раздела использованы полевые историко-этнографические материалы, обширная литература.
В разделе о возрасте человечества и о древних поселениях Дагестана и Табасарана анализируя археологические материалы разных эпох, профессор Н.И. Исмаилов пишет, что на территории Ерси обнаружен могильник, который под названием «Ерсинский могильник» занесен в «Археологическую карту Дагестана», а в местечке «Турпаглук» обнаружены памятники, относящиеся к эпохе железа.

Глава книги «Западный Прикаспий во II тысячелетии до н.э. и в начале I тысячелетия н.э. – как арена столкновения кочевых и полукочевых племен между собой и местными оседлыми народами» посвящена нашествиям киммерийцев, скифов, сарматов и других кочевых племен на Дагестан, в том числе на Табасаран и на территорию расселения предков ерсинцев. В разделе «Дагестан в составе Кавказской Албании» Н.И. Исмаилов пишет, что в последние века до н.э. и в первые века н.э. значительная часть Дагестана входила в состав Албанского государства. Особенно такое положение касается Табасарана, и в первую очередь северного Табасарана, где расположено и с. Ерси, которые подолгу функционировали как составные части Албании.
В своей работе Н.И. Исмаилов останавливается на вопросах, связанных с занятием хазарами территории Дагестана, об их нашествиях и разорениях, о столкновениях с сасанидским Ираном и Арабским халифатом.
Большой интерес представляет раздел «Почему Ерси был избран Ануширваном в качестве столицы Табасаранской провинции». На основе разнообразных данных написана глава «Ерси в период арабской экспансии», в которой автор подробно останавливается на военных походах арабов, направленных на захват и покорение Дагестана и Хазарии.

Во время всех завоевательных походов Ерси подвергался разрушениям, грабежам. Как справедливо отмечает Н.И. Исмаилов, весьма важным последствием арабских завоеваний было распространение среди населения религии ислам. Вместе с религией арабы привнесли в местную среду свой язык и письменность, а также арабо-мусульманскую культуру. Однако утверждение ислама происходило в упорной борьбе. Как только представлялась возможность жители Ерси, как и остальные табасараны, возвращались к домусульманским религиозным верованиям.
На основе разнообразных источников и обширной литературы написана глава, посвященная взаимоотношениям Дербента, Ширвана с Табасараном, в том числе с Ерси. В этой же главе говорится о нашествиях тюрков-сельджуков на Табасаран. Последствием нашествий тюрок-сельджуков на Табасаран явилась тюркизация жителей табасаранских аулов как в языковом, так и в этническом отношении. «Когда мы говорим о переменах в языковом и этническом планах у жителей ряда селений Табасарана, – пишет Н.И. Исмаилов, – то имеем в виду, наряду с Ерси, и ряд таких селений как Зиль, Дарваг, Хели-Пенджик, Марага, Рукель, Мугарты и некоторые другие» (с.188).
Один из разделов книги посвящен монголам, их политическому объединению, завоевательной политике Чингисхана, Тимура, а также тимуровским походам на Дагестан и их тяжелым последствиям для дагестанского населения, в том числе и для ерсинцев.

На разнообразном фактическом материале написан раздел, посвященный образованию государства Сефевидов, нашествию сефевидов в Закавказье и их войнам с народами Дагестана. В нем подробно изложены захватнические войны сефевидов, гибель шейха Хайдара в Табасаране, походы шаха Исмаила, ирано-турецкое противоборство в Дагестане. Здесь же говорится о борьбе жителей Табасарана против завоевателей.
В главе «Политическая и социально-экономическая составляющие Табасарана в XVI – XVII вв.» убедительно раскрыты причины распада Табасаранского майсумства на владения майсума и кадия. Рассмотрена сословная структура майсумства и кадийства в этот период. Она включала в себя следующие группы населения: высшая группа – правители в лице майсума и кадия; вторая группа – беки, третья – чанки (потомки беков от брака с простыми женщинами); четвертая группа – духовенство; пятая – уздени независимые и феодально-зависимые; шестая группа – райяты, лично зависимые от бека, и наконец, седьмая – рабы как бесправная часть эксплуатируемого населения. Эта социальная структура была характерна и для Ерси. Здесь же рассмотрены формы земельной собственности.

Освещению кадийства Табасарана, в состав которого входило и ерсинское общество, посвящена следующая глава. Изучены территория и население владения, система управления, классовая структура, подати и повинности, отбываемые зависимым населением бекам, кадию. Достаточно полно исследована хозяйственная деятельность: земледелие, скотоводство, домашние промыслы, торговля.
В главе «О стремлении трех держав – Ирана, Турции и России – утвердить свое господство на Восточном Кавказе, в том числе и в Дагестане» освещены вопросы, связанные с антииранским восстанием народов Дагестана и северного Азербайджана в начале XVIII в., Каспийским походом Петра I 1722-1723 гг., завоевательными походами Надир-шаха и т.д. – во все эти события оказывались втянутыми и жители с. Ерси.

Раздел «Перемены в области внешнеполитической и внутриполитической жизни народов Дагестана в XIX в.» посвящен изучению русско-дагестанских отношений, политике Абдулла-бека Ерсинского, его совместным действиям с правителем Дербента Шейх-Алиханом против России. Один из параграфов книги посвящен антифеодальной и антиколониальной борьбе народов Дагестана, в том числе жителей Табасарана в 30-50 х гг. XIX в., в которой активное участие приняли ерсинцы.
В очередной главе изложен материал, связанный с политикой царского правительства в отношении местных властей и дагестанских народов, говорится о переменах в статусе Ерси в связи с царскими административными реформами.
Важное место в книге занимает тема, связанная с экономикой, хозяйственной деятельностью табасаранского народа, в том числе и ерсинцев – это земледелие, животноводство, промыслы, торговля и т.д.

На солидном фактическом материале Н.И. Исмаилов рассматривает вопросы социального расслоения, имущественного неравенства жителей Ерсинского общества на рубеже XIX – XX вв. В работе освещается материальная и духовная культура ерсинцев. Внешнеполитическим и внутриполитическим событиям посвящена отдельная глава. В ней показана роль ерсинца К. Мамедбекова в разгроме контрреволюционных сил и победе Советской власти в Дагестане, в восстановлении народного хозяйства.
Существенное место в работе занимают вопросы развития культуры и образования жителей Ерси. Специальный раздел работы посвящен участию ерсинцев в Великой Отечественной войне и вкладу в Победу тружеников тыла.

В книге Н.И. Исмаилова на разнообразном материале исследованы вопросы хозяйственного, культурного развития Дагестана, в том числе жителей Ерси во второй половине XX в.
Последняя глава посвящена Ерси и ерсинцам в конце XX и в начале XXI веков – в ней изучены экономико-хозяйственные и социальные условия жизнедеятельности ерсинцев, их численности, занятия, образование, культура. В небольшом параграфе говорится о переменах в жизни и деятельности проф. Н.И. Исмаилова в конце XX – начале XXI веков.
Подытоживая отзыв, хочу отметить, что профессором Н.И.Исмаиловым в книге «История Ерси и ерсинцев в прошлом и настоящем» проделана гигантская работа. Поднятые в книге вопросы убедительно изучены, аргументированы разнообразным фактическим материалом, увязаны с аналогичными вопросами, касающимися Табасарана, Дагестана, России. Знакомство с этой работой убеждает, что автор любит не только родное село Ерси, Табасаран, ему небезразлична история и остальных дагестанских народов, история Кавказа и России. Приятно видеть в нем ученого-интернационалиста.