(из опыта работы)
Духовно-нравственные качества, необходимые человеку в обществе, вырабатывались тысячелетиями. В слове родного языка отражается и самосознание, и культура, и морально-этические нормы, и практическая жизнь людей.
Знание, сбережение родного языка становится насущной необходимостью, помогающей укрепить детские души, формировать их нравственные качестве. Духовно-нравственное воспитание нельзя рассматривать в отрыве от любви к родному языку, культуре, традициям.
Дагестанские языки, в том числе и табасаранский, причислены ЮНЕСКО к исчезающим языкам. Сегодня снижается уровень владения дагестанскими языками, особенно в городах, соответственно и духовно-нравственное влияние на формирование самодостаточного человека, идентифицирующего себя с тем или иным народом, его духовно-нравственной культурой. Поэтому возрастает роль гуманитарных дисциплин, прежде всего родного языка и литературы, которые имеют большой потенциал воспитательных возможностей, а также решающее значение в вопросе сохранения языков. Учитель родного языка играет большую роль в становлении личности учащихся, передаче им духовно-нравственного опыта предыдущих поколений соотечественников. Задача общеобразовательной школы заключается именно в воспитании высоконравственной, гармоничной, физически и духовно развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование у учащихся нравственных чувств (совести, долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, готовности преодолеть жизненные испытания), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Особую роль играют гуманитарные дисциплины. Причём воспитательный процесс проходит в рамках усвоения учебного материала ненавязчиво, как бы сам собой. Табасаранский язык и литература (как и языки и литература других народов Дагестана и России) – те предметы, которые позволяют на каждом уроке уделить внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. При этом учитель – главный источник влияния на детей, его роль чрезвычайно велика: он пример высокой морали, этики, поведения. Видя перед собой учителя, достойного уважения, учащиеся стараются быть похожими на него.
На уроках табасаранского языка в качестве дидактического материала я подбираю тексты по нравственным проблемам: человек и дружба, любовь, богатство, человек и родина. Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют уроки развития речи, на которых учащиеся пишут сочинения на различные актуальные темы: «Моя малая родина», «Моё село», «Обычаи моего народа», «Родной язык», «Каким должен быть человек». Учебный и воспитательный процессы на таких уроках проходят взаимосвязанно, предполагая и дополняя друг друга.
Язык – основная составляющая национальной культуры, в нем заключено всё духовное богатство народа. Его изучение на уроках представляет собой один из воспитательных моментов, на который учитель должен акцентировать внимание детей.
Литература – особая учебная дисциплина в школе. Являясь словесным видом искусства, она способствует духовно-нравственному становлению человека. На занятиях учитель целенаправленно прививает вкус к чтению произведений классической литературы, учит анализировать, обращает внимание на нравственные ориентиры. Литература специфична и потому, что в ней отражается позиция мастеров слова, особенности исторических эпох, литературных направлений. Задача учителя – помочь учащимся через изучение литературных произведений способствовать становлению их как личностей, воспитать в них благородные качества. Основой учебного занятия должен стать диалог учителя и учащегося, посредством которого педагог способствует формированию правильного устойчивого поведения детей в различных жизненных ситуациях, прививает им положительные моральные качества.
Большое влияние оказывает на учащихся изучение произведений устного народного творчества, особенно сказок, которые легко усваиваются и несут в себе глубокую народную мудрость. Анализ сказок способствует формированию правильного поведения в тех или иных ситуациях. Например, сказки, изучаемые на уроках табасаранской литературы в 5-7 классах, дают богатый материал для рассмотрения многих актуальных вопросов. Так, в сказке «Кисханум и Фатмаханум» добро побеждает зло, «Лев и крестьянин» – непродуманное слово разлучает закадычных друзей, «Уважения достоин человек, а не одежда» – подчёркивается ценность человека, а не внешних атрибутов и т. д.
Литературные сказки также представляют собой образцы патриотизма, справедливости, сохранения чувства собственного достоинства, уважения. Так, при изучении сказки Ю. Базутаева «Родина» обращаю внимание на ценность отчизны для каждого человека. На примере сказки Ш. Казиева «Кинцамехмер» подвожу детей к выводу о необходимости уважения личности, сохранения положительных традиций народа. При изучении «Сказания о хлебе» М. Митарова в 7-м классе акцентирую внимание на уважении к хлебу, а также к тем, кто тяжёлым трудом его добывает.
В 8-9 классах тематика изучаемых художественных произведений и рассматриваемых в них проблем на уроках табасаранской литературы меняется: на первый план выходят другие духовно-нравственные вопросы философского характера: стремление к богатству и его тлетворное влияние на человека (Г. Гусейнов «Золото», А. Гаджиибрагимов «Мешочек с золотом»), человек и его совесть – как не переступить черту недозволенного (А. Ахмедов «Человек»), человек и его судьба – имеет ли человек возможность влиять на свою судьбу (П. Асланов «Судьба») и т. д.
В ситуациях морального выбора ученик постепенно сам должен научиться находить выход из предложенной ситуации, и этот выбор должен быть правильным и устойчивым. Являясь отражением реальной действительности, «человековедением» (М. Горький), художественная литература, как и родной язык, должна стать для учащихся нравственным ориентиром в любых жизненных ситуациях.
Таким образом, родной (табасаранский) язык и литература, как учебные дисциплины, имеют огромный потенциал для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Будущее Дагестана и всей страны во многом зависит от нравственного состояния нынешних школьников.