Гюлахмед Маллалиев
В плеяде известных сыновей Табасарана Ахмед Уруджев занимает особое место. Он стал первым представителем табасаранского народа, которому было присвоено звание заслуженного артиста ДАССР. Он – первый из наших земляков, кто стал народным артистом Республики Дагестан. Его песня «Хучни кендим» стала гимном с. Хучни, а «Табасаран» – визитной карточкой края.
Ахмед Уруджевич Уруджев родился 23 марта 1937 году в селе Хучни Табасаранского района. Он происходит из большого рода Ургамлар.
Детство Ахмеда Уруджева, как у всех детей войны, было нелегким. Но мальчик не унывал. Тяготы послевоенной жизни мальчику скрашивал его природный дар – прекрасный мелодичный голос. Ахмед очень любил петь. Учеником Хучнинской средней школы, он был постоянным участником художественной самодеятельности. Зрители любили юного певца, нескончаемыми аплодисментами встречали и провожали его. Хучнинцы говорили – это певец от бога.
Как отмечают авторы книги «Хучни и хучнинцы: история и современность», в школьные годы Ахмед вместе с друзьями выезжал в села, преимущественно говорящие на азербайджанском языке – Арак, Цанак, Марага, Зиль, Есрси, Хили-Пенджик – с выступлениями. «Собиралось очень много народа. Пользовались они большим успехом, и после каждого концерта приходило в школу и в адрес районного руководства много благодарственных писем. И везде просили еще раз прислать к ним в гости «артистов». Все это делалось бесплатно, иногда молодые ребята, не имея транспорта, ходили пешком в села и пели понравившиеся народу песни. А слушали их все: от мала до велика», – отмечается в книге. Впоследствии Ахмед Уруджев стал выступать и в районном Доме культуры.
Тажудин Маграмов, близко знавший Ахмеда Уруджева с детства, рассказывает, что в тот период в селах Табасарана большой популярностью пользовался индийский кинематограф – индийские киноленты часто показывали в клубах и даже на улице, проецируя картину на завешенную белой простыней стену дома. Песни из индийских кинофильмов были знакомы всем, и Ахмед Уруджев с друзьями, особенно с Седредтином Курбановым, во время своих «гастролей», помимо исполнения табасаранских и азербайджанских песен, часто на память воспроизводили и индийские. Зрители их воспринимали очень благосклонно.
После окончания 10 класса Ахмед Уруджев поехал в Баку поступать в Азербайджанскую национальную консерваторию. Попытка не увенчалась успехом, и юноша, вернувшись в Дагестан, сразу поступает учиться в огнинское СПТУ на механизатора – нужно было получить хоть какую-то специальность. Сразу после учебы молодой специалист добровольно уезжает в Казахстан на целину и работает комбайнером. Однако музыка не отпускает его и, вернувшись с целины, Ахмед Уруджев поступает в Махачкалинское музыкальное училище, где с 1960 по 1964 годы учится на отделении хорового дирижирования. На втором курсе училища он стал сочинять музыку, и первая песня на слова Г.-А. Рамазанова – «Песня о партии» для солиста и хора принесла успех молодому автору, вселила веру в свои силы.
В период учебы Ахмед Уруджев написал ряд хоровых произведений: «О дружбе» для солиста хора и оркестра, «Колыбельную» для хора без сопровождения, хоровую сюиту на стихи Алирзы Саидова «О садах Дагестана» – в 4-х частях.
После окончания музыкального училища Ахмеда Уруджева, по ходатайству Гостелерадио ДАССР, оставили работать на радио. Более 30 лет он был одним из ведущих солистов хора Дагестанского Гостелерадио. Через некоторое время за активную и плодотворную работу он был награжден Почетной грамотой Комитета по радио вещанию и телевидению при Совете Министров СССР, а также грамотой ЦК профсоюзов работников культуры. В 1971 г. Уруджеву было присвоено Почетное звание «Заслуженный артист ДАССР».
За время профессиональной деятельности Ахмедом Уруджевым было написано более 150 сольных песен почти на всех языках многонационального Дагестана, в том числе на стихи М. Митарова, А. Джафарова, А. Асланова, Ю. Базутаева, П. Касимова, М. Гусейнова, Г. Гаджиева, Т. Салеха и многих других. Он – автор вокально-хоровых сюит, в том числе «В садах Дагестана» и «О матери», хоров без сопровождения, музыки, а порой и слов многих хитовых песен 60-70-х годов прошлого века. Его называли лучшим исполнителем табасаранских песен.
Композитор-песенник Уруджев был любимцем молодежи 1960-1970-х годов. Его недюжинный талант позволял ему петь наравне с табасаранскими песнями и лучшие хиты на аварском, кумыкском, даргинском языках. В его музыке, как отмечают специалисты, преобладает танцевальная ритмическая стихия, а песни сразу рождают отклик и сопереживание. Веселые и задумчивые, огненные и спокойные, восторженные и тревожные – они зовут на подвиг, несут утешение, воспевают труд, радость, свет.
Среди песен Ахмеда Уруджева есть и патриотические песни-гимны, воспевающие Отчизну, родные края: «Табасаран» на стихи А. Джафарова, «Отчизна моя» на стихи М. Митарова; лирические песни: «Откуда ты» на слова А. Джафарова, «Песня радости», «Воспоминание о сыне» на стихи П. Асланова, «Дарю букет цветов», «У родника» на слова Ю. Базутаева и др. Все это искренние, жизнеутверждающие сочинения, далекие от прямолинейности выражения чувств.
Ахмед Уруджев писал музыку и для табасаранского народного театра, в частности для спектаклей «Свекровь» М. Шамхалова, «Живых не хоронят» А. Джафарова, «Аци-Баци» И. Казиева.
В последние годы жизни Ахмед Уруджев обратился к творчеству даргинских авторов. Написал большой песенный цикл, который исполнили К.Магомедшапиев и сам автор. Также он написал музыку и на стихи кумыкских авторов – эти песни исполняла Бурлият Ибрагимова. Песни А. Уруджева исполняли и такие прославленные артисты, как Рагимат Гаджиева, Риза Агабалаев, Тарлан Мамедов, Людмила Гаджимурадова.
В 2000 году композитору Ахмеду Уруджеву было присвоено звание «Народный артист Республики Дагестан».
Он ушел из жизни 20 июня 2018 г.
Воспоминания коллег и друзей
Я обратился к разным людям, которые знали, близко общались и работали с Ахмедом Уруджевым, и попросил их поделиться воспоминаниями о табасаранском композиторе. Все они без исключения отмечали душевную доброту, высокую порядочность и человечность Ахмеда Уруджева, его профессионализм и неизменную готовность прийти на помощь каждому, кто к нему обращался.
Хан Баширов, председатель правления Союза музыкантов Дагестана, профессор, заслуженный деятель искусств России:
«Я знал Ахмеда Уруджева с 1980-х годов, когда он был артистом хора и солистом Гостелерадио ДАССР. Он уже был заслуженным артистом Дагестана. Обладатель приятного голоса – лирического тенора, Ахмед Уруджев пел не только на родном табасаранском, но и на азербайджанском. И его знаменитая песня «Мой Табасаран» в авторском исполнении часто звучала на республиканских и районных мероприятиях и являлась визитной карточкой Табасаранского района.
Нас познакомил другой табасаранский композитор, Касум Магомедов. Помню, Ахмед Уруджев пел на первом юбилейном вечере Касума.
Уруджев был очень талантливым человеком. Сочинял песни, писал музыку. Помимо профессиональной деятельности, занимался и общественной работой, так как был председателем профкома хора. Это был человек широкой и доброй души, всем помогал. Помню, я как-то вышел из Дома радио, где записывал музыку, и безуспешно пытался поймать такси, чтобы успеть на концерт в Русский театр. В это время проезжавший мимо Ахмед Уруджев, увидев, что я голосую, остановил свою машину, поздоровался и спросил, куда я направляюсь. Я рассказал ему и попросил подбросить меня до театра.
– Конечно, Хан, подброшу, – сказал Ахмед и довез меня.
Расскажу еще один эпизод. Как я говорил, он был председателем профкома. Когда нужно было помочь одному из артистов хора по жилищному вопросу, Ахмед сам подготовил письмо, собрал подписи коллег и отправил в нужные инстанции. И вопрос человека решился… Понимаете, он был человеком неравнодушным, всегда и во всех ситуациях оставался человеком. Коллеги высоко ценили его и за профессионализм, и за эти вот человеческие качества.
У Ахмеда Уруджева был синий москвич, и он на нем подвозил и коллег на работу, и по их срочным делам ездил, и даже мог строительные материалы подвезти. Всегда готов был прийти на помощь. Я счастлив, что знал такого человека. Счастлив, что помогал ему в изучении песен народного стиля.
Ахмед Уруджев оставил о себе очень добрую память в душах людей. Несмотря на свои регалии и большую популярность, он всегда оставался человеком, никогда не вел себя с людьми высокомерно.
Хочу призвать табасаранскую молодежь изучать творческое наследие Ахмеда Уруджева, потому что он очень многое сделал для развития музыкальной культуры своего народа.
Магомед Гюсейнов, журналист, ведущий еженедельной национальной передачи «МИЛ» на канале РГВК «Дагестан»:
Мне посчастливилось почти 20 лет, начиная с 1980-х годов, поработать с Ахмедом Уруджевичем на Дагестанском радио. В коллективе он пользовался огромным уважением. Никогда не повышал голоса. Если Ахмед Уруджевич брал на себя какую-либо задачу, он делал все, чтоб выполнить ее к обозначенному сроку. И ему это удавалось всегда.
Ахмед Уруджевич был солистом хора Дагестанского радио. Он – первый среди табасаранцев заслуженный артист республики, первый и пока единственный среди наших земляков, кто удостоился звания «Народный артист Республики Дагестан». Вообще, Ахмед Уруджев во многих делах был первым. Одна из первых его песен – «Табасаран» – сегодня является гимном Табасарана. В первые годы, когда песня была создана и исполнялась Ахмедом Уруджевичем, она вызвала много споров и нареканий. Автора даже вызвали в органы, и спрашивали: «Вы националист? Почему Вы в этой песне хотите показать Табасаран выше, лучше?» Но Ахмед Уруджевич никогда не сворачивал с избранного пути.
Как я сказал, его безмерно уважали коллеги. В коллективе его называли «КрасавЕц-мужчина». Он и был таким, очень нравился женщинам, которые старались добиться его внимания. Но Ахмед Уруджевич был образцовым семьянином.
Он с первых дней работы на Дагестанском радио показал себя человеком высокой культуры и порядочности и таким остался до конца жизни. С людьми, которым доверял и кого уважал, Ахмед Уруджевич раскрывался полностью, готов был помочь им всем – и делом, и словом.
Мне посчастливилось выезжать с ним в различные командировки. Во время командировок, хоть это ему и не было поручено напрямую, Ахмед Уруджевич неизменно заботился об организации ночлега, обеда и других условий.
А когда хор выезжал на официальные гастроли, руководство, зная организаторские способности Урджева, именно его назначало ответственным за организационные моменты, и он ни разу не подвел.
Это был человек образцовый во всех отношениях. Когда создали театр оперы и балета, Ахмед Уруджевич как уникальный артист со своей индивидуальной манерой исполнения был приглашен туда в качестве солиста. И коллектив театра единодушно попросил его стать председателем профсоюза, потому что люди знали про его организаторские качества и неравнодушие.
Действительно, Ахмед Уруджевич всегда стремился помочь тем, кто находился в стесненных обстоятельствах. Я много раз встречал в его здании республиканского профсоюза, и на мой вопрос он всегда отвечал, что пришел решить вопрос такого-то артиста. Он торопился делать добро людям.
Ахмед Уруджевич был не только исполнителем-солистом, но и первым исследователем музыкальной культуры табасаранцев, потом к этому делу подключился и Касум Магомедов. Каждый из них шел своим путем.
Более 100 песен в исполнении А.Уруджева хранятся в золотом фонде Дагтелерадио. Я всегда призываю наших артистов обращаться к его песням, потому что им присущ дух табасаранского народа. Их можно переделать и на современный лад. Это бесценное богатство – музыкальное наследие А.Уруджева – нужно изучать и использовать.
Я горд и счастлив тем, что мне довелось поработать с таким человеком. Конечно, я не поэт, но Ахмед Уруджевич написал музыку и к нескольким моим стихам.
Невозможно не отметить еще одно увлечение Ахмеда Уруджевича – он был ценителем техники. У него был синий «Москвич», который он берег как зеницу и за которым ухаживал, как за своим ребенком. Интерес к технике у Ахмеда Уруджевича появился в юности, когда он ездил поднимать целину и работал там на комбайне.
Жизнь, Ахмеда Уруджевича, конечно, не была легкой. Он не гонялся за богатством, жил в секционной квартире с женой и тремя дочерями. Но был человеком хлебосольным.
Я не могу сказать, что мы, табасаранцы, оказали ему тех почестей, которые он заслуживал. А Ахмед Уруджевич достоин их как никто другой. Если мы не будем ценить таких людей, нас осудят другие народы.
Тарлан Мамедов, солист хора ГТРК «Дагестан», народный артист Республики Дагестан:
Об Ахмеде Уруджевиче можно говорить очень долго и много. Он заслуживает исключительно добрых слов – как в отношении своего творчества, так и личных человеческих качеств. Был удивительно порядочным, культурно образованным и общительным человеком. Талантливый был композитор.
Мы с ним бывали на многих юбилейных вечерах в Хиве, Табасаране, помню, даже в ковровой фабрике с. Ерси давали концерт. Его песни очень любили. У меня самого в репертуаре есть песня о Дербенте, музыку к которой написал Ахмед Уруджевич.
Был хорошим товарищем и даже братом. Достойно и красиво прожил свою жизнь. Светлая память.
Бесханум Гюльмагомедова, заслуженная артистка Республики Дагестан:
Я знала Ахмеда Уруджевича и сегодня очень жалею, что было так мало встреч с ним. Но одна встреча оставила очень яркие воспоминания.Мы сидели в одной компании, и, помню, Ахмеду Уруджевичу задавали разные вопросы.
– Какая тема вам при исполнении песен больше по душе, Ахмед Уруджевич? – спросил кто-то
– Очень люблю патриотические темы. Каждый человек должен быть патриотом. Я очень люблю петь песни про мою малую родину, – ответил маэстро и спел один куплет песни «Табасаран» без музыкального сопровождения. Все присутствующие были в восторге от его исполнения.
Эта единственная встреча оставила у меня в памяти массу впечатлений.
Помню, на юбилее нашего Муталиба Митарова Абдулла Мирзакеримов спел песню «Бай гъафундар». Слова, если не ошибаюсь, П. Асланова, музыка Ахмеда Уруджева. Эту песню невозможно слушать без слез.
Ахмед Уруджевич был очень светлым человеком с уникальным талантом. Очень жаль, что такой талант табасаранского народа так рано ушел из жизни. Сегодня среди наших, к сожалению, нет композиторов его уровня.
Вместо послесловия
18 августа на очередном сходе актив с. Хучни вышел с инициативой увековечить память народного артиста республики Дагестан Ахмеда Уруджева, присвоив Дому культуры с. Хучни, где он начинал свою творческую деятельность, имя композитор, и установить его бюст перед зданием. Инициаторы подготовили необходимые документы для передачи их в администрацию Табасаранского района и районное собрание депутатов. Верю, что по данному обращению будет принято положительное решение, потому что Ахмед Уруджевич заслуживает этого признания.