Трудовая династия Гаджимирзаевых

В Год семьи мы продолжаем знакомить читателей газеты с табасаранским семьями, которые достигли успехов в воспитании детей, принесли пользу обществу, стали визитной карточкой села, района, республики. Поскольку таких семей очень много, мы предлагаем читателям присылать на редакционную почту материалы о таких семьях, в том числе о своих. Сегодня мы публикуем первый материал, присланный нашим читателем из Ханты-Мансийского автономного округа.

 


Я, Загирова Венера Агаризаевна, работаю воспитателем в МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» г. Покачи. Мой стаж работы в этом дошкольном образовательном учреждении составляет 23 года.
Родилась я селе Джули Табасаранского района в многодетной семье сельского учителя. Каждый день я видела, как мой папа Гаджимирзаев Агариза Гаджимирзаевич собирался в школу, как он ценил свою работу, чувствовала его любовь к детям, школе. Папа проработал в школе учителем русского языка и литературы 53 года.
Перелистывая в памяти страницы своего детства, понимаю, насколько профессия педагога близка для меня. Именно папа научил меня восхищаться трудом учителя, и именно он был первым педагогом в моей жизни.

После окончания Джулинской средней школы в 1985 году я поступила на филологический факультет Дагестанского государственного педагогического института и в 1990 году успешно завершила учебу, получив специальность «учитель русского языка и литературы». Свой трудовой путь я начала в 1990 г. в Чувекской средней школе Хивского района, где проработала 2 года. Затем я со своей молодой семьей переехала в г. Покачи, где устроилась на работу воспитателем в детский сад №5.
Почему именно воспитателем? Потому что воспитатель – это первый – после мамы – учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку я дарю своим воспитанникам. Детский сад – это второй дом, в котором меня ждут живые искрящие глаза маленьких «ангелочков».

Немного расскажу о папе… В нашем селе Джули, где родился папа, была только начальная школа, а семилетнюю школу он закончил в соседнем селении. Добираясь туда, он каждый день вместе с другими школьниками-десятилетками проходил 5 км.
После окончания школы папа поступил в Дербентское педагогическое училище. Там учился, а потом работал учителем в школе его дядя (бабушкин брат) Азизов Магомед. В те трудные послевоенные времена мало кто имел возможность отправить своих сыновей на учебу. Многие голодали, но бабушка рассказывала, что их выручал мед от своих пчел.

Транспорта не было, и папа с дядей пешком шли в Дербент – это 45 километров. Папе тогда было всего 14 лет, и он еле поспевал за дядей. Русского языка он не знал, но благодаря своему упорству стал одним из лучших студентов; увлекался волейболом, занимал со своей командой первые места в городских соревнованиях.
Когда он вернулся домой, успешно закончив педагогическое училище, мой дедушка спросил у сына, есть ли у него желание продолжить учебу в высшем учебном заведении? Папа ответил утвердительно, так как у него был хороший багаж знаний. И в 1952 году он поступил на филологический факультет Дагестанского педагогического университета в г. Махачкале. Завершив вуз в 1957 году, мой папа стал одним из первых джулинцев, кто получил высшее образование. Его направили в Гуминскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Проработав там 1 год, папа перевелся в Джулинскую семилетнюю школу. В этой школе он проработал 53 года, из них 13 лет – заведующим учебной частью. Награжден знаком «Отличник народного просвещения», имеет много грамот и благодарностей, звание «Ветеран труда», избирался депутатом сельского совета. Был и остается уважаемым человеком села.

Помню, папа каждый день приходил из школы с тетрадями, на его столе стопками стояли книги и тетради и лежали ручки: красная и синяя. Когда он за столом проверял работы, мы крутились возле него, заглядывали в тетради, радовались, когда ставил положительные оценки. Папа, добрый, но строгий и справедливый учитель, очень любил своих учеников. Он их учил быть настоящими людьми. Учащиеся ходили к нему домой и на дополнительную подготовку к экзаменам.
Мы, дети очень гордились, что наш папа – учитель, «человек с большой буквы». Помним в детстве, когда мы с мамой ткали ковер, чтобы нам не было скучно – работа ковровщиц однообразная и утомительная – папа читал нам произведения разных писателей. Этим он привил всем дочерям любовь к литературе.

В одну из ночей 2017 года террористы атаковали наше село Джули и сожгли школу. Папа и все мы очень переживали, ведь в этой школе прошли наши лучшие школьные годы. Потом была построена новая просторная школа, которая сегодня радует нас всех. Когда мы приезжаем в Джули, обязательно заходим в родную школу – в ее стенах вновь оживают самые теплые воспоминания об учителях, школьных годах, детстве.

Сейчас папа пенсионер, ему 89 лет. Он очень гордится тем, что смог передать свои знания многим поколениям, мы же гордимся нашим лучшим папой, нашим защитником, нашим первым в жизни учителем.
Когда мамы не стало, папа переехал в Махачкалу к детям, но часто продолжал ездить в родное село Джули, к своим пчелам. Однажды к нему подошел директор Джулинской средней школы Рустам Умаров и сказал: «Агариза Гаджимирзаевич, выходите на работу в школу хоть на полставки, у нас не хватает учителей по русскому языку». Однако папа отклонил предложение, ответив, что он в возрасте и жить одному в селе ему будет сложно.

Наша мама – Сефият Ахмедовна, училась в школе хорошо и помнила много стихотворений, знала много поучительных сказок о животных, которые каждый день рассказывала нам. Она работала ковровщицей. У моей мамы были золотые руки: ее ковры ценились очень высоко и шли на экспорт. За высокое качество ее изделий мама была награждена Орденом Трудового Красного Знамени и юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, медалью Материнства, т.к. нас у нее было шестеро детей. Мама сама была из большой семьи, где она выросла с 3 братьями и 1 сестрой. Мамины братья – Мазановы Гаджиага и Мазан – около 50 лет проработали учителями математики в Куштильской средней школе Хивского района. А мамина сестра Ханзада Ахмедовна по сей день работает в Гуминской средней школе учителем начальных классов.

Моя старшая сестра, Гаджимирзаева Гюльнара Агаризаевна, как и я, пошла по стопам отца: в 1979 году поступила в Дербентское педагогическое училище (г. Дербент), а в 1983 году, успешно закончив его, стала работать учителем начальных классов в школе села Джули. Затем она поступила на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Училась заочно и продолжала работать в школе, но по семейным обстоятельствам переехала в г. Махачкалу.

 


Моя младшая сестра, Гаджимирзаева Зарема Агаризаевна, восхищаясь своими старшими сестрами, которые пошли по стопам отца, решила от нас не отставать. Она проучилась на факультете дагестанской филологии Дагестанского государственного университета и получила специальность «учитель табасаранского и русского языков». Проработав в Джулинской средней школе 4 года учителем русского языка и литературы, переехала в Махачкалу, где устроилась воспитателем в детский сад. В настоящее время вместе с семьей проживает в г. Астрахани.

Не могу в своей статье не отметить труд русских учителей. В 1950-е годы учебе, образованию государство уделяло большое внимание. В Дагестане своих специалистов не было. По направлению после окончания учебных заведений молодых специалистов из центральной России посылали в Дагестан. Папа нам рассказал историю, как однажды в село Джули по направлению приехала русская учителница: «В один прекрасный день, было это в августе, приходит директор школы к папе и говорит: «Вот тебе лошадь, поезжай в соседнее село. Там наша учительница. Нагрузи на лошадь ее вещи и привези ее в село». Папа исполнил его поручение. Директор школы Магомедов Магомед – наш дядя [бабушки сестры муж – В.З.] ждал их. Школа была в частном доме, и в этом же доме была и комната для русской учительницы. Когда они зашли в комнату, директор говорит ей: «Вот ваша комната, здесь будете жить!». Учительница заплакала, когда увидела глиняный пол, кровать с металлической сеткой без постели. Директор тогда сказал ей: «Не плачь, сегодня будете спать у меня дома, а завтра все будет у вас в комнате».


Учитель, воспитатель – это призвание. Общение с детьми – это каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя проверяют тебя на прочность и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в котором можно раствориться без остатка.
Я счастливый человек! Люблю детей, думаю о них, забочусь – это самое прекрасное чувство. Верю в талант и творческие силы каждого ребенка. Я горжусь своей профессией. Тем, что детство проживаю многократно. Надеюсь, что нашу трудовую династию обязательно продолжат наши потомки…