Задача – не изъять землю, а заставить ее работать

Гюлахмед Маллалиев

С 1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ, который регулирует вопросы освоения и использования земельных участков. В соответствии с этим законом государство может изымать пустующие, бесхозные или неиспользуемые земли, находящиеся в собственности у граждан.

Новый закон насторожил многих владельцев земельных участков, особенно когда в социальных сетях стали муссироваться слухи, что неиспользуемые земельные площади начнут изымать в пользу участников СВО.

За разъяснениями по поводу нового закона мы обратились к начальнику управления земельных отношений Министерства по земельным и имущественным отношениям РД Алефтину Абдуллаеву.

Алефтин Курбанович, расскажите о новом законе, взбудоражившем владельцев участков. В связи с чем он был принят и чем отличается от аналогичного закона от 1995 года.

– Да, эта норма была ведена в 1995 году в Гражданском кодексе РФ и предусматривала изъятие земельных участков в случае их неосвоения в течение трех лет с момента приобретения. Новый закон фактически увеличивает этот срок до пяти-семи лет. Понимаете, за последние 30 лет практика применения этой нормы выявила определенные сложности, особенно в части использования земельных участков по видам разрешенного использования. Так, в 2016 году Правительство Российской Федерации установило более жесткие нормы, в том числе касающиеся освоения земельных участков и их изъятия в случае нецелевого использования. Нецелевое использование – это когда земельный участок был предоставлен, скажем, под пастбище, а на нем возводится жилой дом; или же посадили многолетние насаждения, например, виноградники. Если в 1995 году были установлены общие нормы использования земельных участков, то в 2016 году они были установлены именно по землям сельхозназначения. Действие же нового закона распространяется на садовые, огородные и расположенные в границах населенных пунктов земельные участки.

Проблема целевого использования очень актуальна в муниципальных образованиях, где на земельных участках категории сельскохозяйственного назначения (то есть предоставленных под садоводство и огородничество), строятся жилые дома, дачи. Или другой пример. В садовом товариществе два участка освоены, а между ними находится заброшенный, заболоченный, заросший камышом участок. Хозяин участка живет где-то в другом регионе, он купил эту землю, чтобы со временем выгодно продать ее. Вот к таким участкам и будет приниматься норма закона, которая вступит в силу с 1 марта 2025 года. Согласно ей, владельцам заболоченных, захламленных, заросших кустарниками или сорной растительностью земельных участков дается три года на их освоение, то есть на подготовку к использованию по целевому назначению – убрать заболоченность, осушить, привести рельеф в порядок и так далее. Если по истечении трех лет собственником участка ничего не сделано, представители контрольно-надзорных органов (они, как правило, работают во взаимодействии с муниципалитетами) выезжают, фиксируют признаки неиспользования земельного участка и выдают владельцу предписание на устранение. Однако и выдача предписания не будет являться основанием для изъятия земельного участка. При первом выявлении нарушения штраф не назначается, наказание ограничивается только предупреждением.
Если же правообладатель не устраняет выявленное нарушение, то Росреестр в течение 30 дней с момента истечения срока устранения нарушения уведомляет о такой ситуации уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Далее они могут обратиться в суд с требованием об изъятии земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов.

– Можно подробнее про штрафы? То есть, допустим, собственнику дали время на устранение признаков неиспользования участка по назначению, но он ничего не предпринял. Какой штраф ему грозит?

– В Кодексе об административных правонарушениях РФ (статья 8.8, пункт 1, 2 и 3) четко прописаны все штрафы за неиспользование земельных участков, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.

– В официальном тг-канале Минимущества Дагестана сказано, что изъятие участка — крайняя мера, оно применяется только при отсутствии уважительных причин. Что имеется в виду?

– Ну, к уважительным причинам можно отнести стихийные бедствия (паводок, пожары, оползень и т.д.), из-за которых владелец не имел физической возможности что-то сделать. Законом предусмотрен установленный перечень мероприятий по освоению земельных участков, а также признаков неиспользования. Соответствующий нормативно-правовой акт установит уже Правительство Российской Федерации.

– Другой случай. Допустим, участок чистый, там нет ни растительности, ни хлама, он не заболочен, но и не используется – дед купил внуку, пока он подрастет. Либо же на участке 5-10 лет назад возвели фундамент, а дальше работы не велись. Что в этом случае что говорит новый закон?

– Здесь уже будут действовать признаки неиспользования земельного участка. Если построен фундамент, то на него, как на объект незавершенного строительства, должно быть зарегистрировано право собственности. Регистрация права собственности на забор, на фундамент, на сторожку, на дом и т.д. говорит о том, что человек их использует. То есть он должен быть правообладателем земельного участка и встать на налоговый учет как налогоплательщик. Если участок пустой, то по истечении трех лет, в случае его неиспользования по назначению, к нему могут применяться все те же нормы нового закона.

– Вообще, какова конечная цель нового закона?

– Отмечу, что закон не направлен против добросовестных собственников. Он направлен на то, чтобы защитить права собственников земельных участков, на то, чтобы земля работала, приносила пользу и самому собственнику, и государству в виде налоговых отчислений.

Закон также ориентирован на борьбу с ситуацией, когда отдельные лица махинациями скупают большое количество земельных участков, но не используют их, ожидая роста цен для последующей перепродажи. С ведением новой нормы закона такие собственники будут вынуждены решить, что для них лучше: держать участок, который ими не используется, но за который они платят налоги, либо же продать его другому человеку, который будет использовать его по назначению.

Возьмем нашу республику. Вы сами знаете, какой у нас сегодня острый дефицит земельных участков под строительство реабилитационных центров, медицинских учреждений и других социальных объектов. При этом в собственности у отдельных граждан имеются земельные массивы по 3, 5, 7 гектаров, а то и большее. Поэтому, если они не используют эти земельные участки, то почему бы к ним не применить нормы законодательства?

Государство говорит: используй, строй на своем участке объект недвижимости, сажай, выращивай – в соответствии с видом разрешенного использования, становись налогоплательщиком и пополняй местный бюджет. То есть здесь возникает такая взаимосвязанная цепочка. Понимаете, когда принимался этот закон, был сделан глубокий анализ ситуации, и, конечно, не стояла только задача изъять у человека его участок.
Наоборот, мы уверены, что реализация нового закона принесет ощутимую пользу как гражданам, так и экономике страны в целом.

– Спасибо за ответы.