Продолжение.
Начало в №22.
Что касается пребывания Мухаммада Ярагского в Табасаране, еще недавно считалось, что мюршид всего лишь скрывался в табасаранских лесах. Имеющиеся письменные источники, устные предания, сведения, приводимые различными авторами, свидетельствуют о том, что идеи Мухаммада Ярагского широко пропагандировались в табасаранских аулах, а его пребывание здесь активизировало антиколониальную борьбу его жителей.
К Мухаммаду Ярагскому стекались табасараны, что увидеть и услышать проповедника. С увлечением принимая от него благословения, они признавали его мюршидом, а себя мюридами, или последователями мюридизма. Приходившие из обществ Табасарана в Яраг муллы жили там по нескольку дней. Признав его святым, возвратившись домой, они старались подражать ему. После провозглашения Мухаммада Ярагского старшим главным последователем нового толкования ислама в Дагестане, он завоевал всеобщее уважение и популярность во всех уголках края, в том числе и в Табасаране. По словам генерала В. Потто, «весть о новом учении и о чудесном ораторе с быстротой электрического тока охватила собой все углы Дагестана и пронеслась оттуда в Чечню».
В свою очередь Мухаммад Ярагский «использовал все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы посвятить земляков в свои планы».
По словам военного историка С. Эсадзе, к М. Ярагскому явились «будущие столпы мюридизма: сеид Джемалэддин, которого мулла Магомед посвятил в мюршиды, Кази-Мулла, Гамзат-бек и Шамиль. Все они тут получили благословение на предстоящую серьезную борьбу с русской властью».
У Мухаммада Ярагского побывали десятки представителей из различных табасаранских обществ. Наиболее видным из них был мулла Хан Мухаммад. У немецкого автора Ф. Боденштедта он известен как Шулли-Мулла-ХанМухаммад. Следует полагать, Шулла – это один из верхнетабасаранских аулов – Шилла, или Джули, откуда был родом мулла Хан Мухаммад, присутствовавший на собрании видных представителей духовенства в 1824 г., на котором мюршид изложил программу своей деятельности.
В своем обращении к съезду Мухаммад Ярагский сказал: «Ваш визит, уважаемые мюриды из Аварии и Табасарана, является для меня знамением Всевышнего. Во имя пророка приказываю Вам: вернитесь на свою родину, соберите мужчин вашего племени, сообщите им мое учение и призовите их к борьбе, к священной борьбе…».
Воззвание муллы Мухаммада Ярагского произвело сильное впечатление на собравшихся. За антиколониальные действия генерал Ермолов потребовал от Аслан-Хана Кюринского арестовать Мухаммада Ярагского и доставить в Тифлис. По возвращении в Табасаран мулла Хан-Мухаммад и его соратники выступили перед жителями различных аулов, призывая к борьбе за свободу против колониального гнета, а также против майсумов и кадиев, т. е. против тех, кто оказался на стороне царизма.
Новый этап влияния и популярности Мухаммада Ярагского в Табасаране связан с пребыванием его в этом крае. Преследуемый царскими войсками Мухаммад Ярагский вынужден был скрываться в Табасаране.
В. А. Потто пишет, что «Ермолов приказал Асланхану арестовать муллу Магомета и доставить его в Тифлис. Магомет был арестован, но с дороги бежал и скрылся в Табасаране». Мог ли он скрываться в Табасаране, не имея близко знакомых людей? В 20-30 гг. ХХ века Табасаран распадался на владения майсума, кадия, а также на союзы сельских обществ, основными из которых были Девек-Елеми, Кераг, Чуркул и др. По имеющимся данным, в 1826 г. Мухаммед Ярагский поселился в «вольном Табасаране» т.е. не в феодальных владениях, а в союзах сельских обществ. Следует полагать, что выбор этих обществ Мухаммадом Ярагским был не случайным. В них были сосредоточены известные алимы. Кроме того, они были хорошо укреплены в случае нападения. В Табасаран тайно была переведена также семья Мухаммада Ярагского и личная библиотека. Прием в Табасаране оказался более, чем радушным.
В романе писательницы Марьям Ибрагимовой очень удачно сказано об опеке Мухаммада Ярагского в Табасаране. На вопрос Шамиля:
– А где сейчас Ярагский праведник? отвечают ему:
– Он в Табасаране. Туда же надежные люди доставили и его семью.
– Не грозит ли ему опасность?
– Можно с уверенностью сказать – нет. Власть Аслан-бека на Табасаран не распространяется. Да табасараны скорее сложат головы, чем выдадут святого старика Ермулу.
– Хвала Аллаху – владетелю миров, сохраняющему в умах своих рабов преданность вере, стойкость и мужество! – воскликнул Шамиль.
В Табасаране Мухаммад Ярагский продолжал играть роль духовного наставника для всех слоев населения, как для рядовых горцев, так и местных беков. Более того, он завоевал уважение и любовь с их стороны. Его приглашали и некоторые беки Табасарана. В источниках и литературе отмечается, что в 1826 году «отпущенный» за пределы Лезгистана мулла Магомед «жил среди табасаранских беков».
В Табасаране Мухаммад Ярагский, как сказано в документе, с успехом проповедовал мюридизм. В период пребывания в Табасаране у Мухаммад-эфенди Ярагского часто собирались алимы как из табасаранских, так и агульских, даргинских, кумыкских, лакских аулов. В наиболее близких связях с ним находились табасаранские алимы из аулов Дюбек, Кюряг, Зирдаг, Джули, Гуми, Гурик, Цухтыг, Хурик, Ерси, Ушниг и др. По словам Гаджимурадова Маллашахбана (Ханаг), Ахмедова Гамидуллы (с. Арак), Сеферова Гусейна (с. Хурик) и др., чьи слова в своих трудах приводит историк М.Р.Гасанов, Мухаммад Ярагский пользовался большой популярностью среди населения Табасарана. О его влиянии на жителей Табасарана свидетельствует то, что, когда Сурхай-хан со своими сподвижниками дал несколько сражений нукерам и царским властям, на эти события откликнулись и табасараны.
В Табасаране мюршид чувствовал себя удовлетворенным. В своих выступлениях он призывал народ к борьбе против царского владычества. Кроме того, как рассказывают старожилы, в период пребывания в Табасаране Мухаммад Ярагский обучал местных алимов не только основам Корана, но и различным наукам. Он вернулся из Табасарана в Кюринское ханство в начале 1828 г.
Мухаммад Ярагский вел обширную переписку со своими друзьями и единомышленниками. В их числе из Табасарана названы Кади-ат Табасарана, Исабек ар-Рукали, которые открыто выступали против российского владычества. Преследуемый царскими генералами и кюринскими ханами Мухаммад Ярагский побывал в Табасаране второй раз в 1830 г. Путь пролегал через Карчагскую долину. Он поселился сперва в сел. Кюряг, затем в Дюбек, и царские власти охотились за ним, но в Табасаране он нашел надежный приют.
В табасаранском ауле Дюбек, где со своим семейством жил Мухаммад Ярагский, состоялась встреча мюршида из Ярага и Кази-Мухаммада из Гимри. Семья Мухаммада Ярагского – жена, сыновья и дочь – приняла его радушно. Более того по мусульманским обычаям Кази-Мухаммад посватался к дочери мюршида, состоялась помолвка, приглашенные муллы, получив согласие дочери Мухаммада Ярагского, благословили их брак. Как считает профессор А. Агаев, «брак этот имел общественно-политическое значение. Он скреплял союз двух предводителей освободительной борьбы, возвышая авторитет обоих, особенно Кази-Магомеда. Кроме того, он в какой-то мере олицетворял единство народов Дагестана, крайне необходимое в условиях освободительной борьбы»
Факт женитьбы Кази-Мухаммада на дочери шейха в Табасаране подтверждает и Ф. Боденштедт. Выдача дочери Мухаммада Ярагского за Кази-Мухаммада царскими властями была воспринята как вызов, и российские власти срочно перебросили в Кюринское ханство дополнительные части, усилили Дербент. Поэтому мюршид и Кази-Мухаммад приняли решение временно покинуть Табасаран.
Деятельность и пребывание Мухаммада Ярагского в Табасаране не прошли бесследно. Его призывы к борьбе против царизма и местных беков нашли живейший отклик среди угнетенного населения. Жители табасаранских аулов, в том числе и казенных, «мало повиновались российскому правительству», они отказывались платить подати назначенному над ним беку, а также в царскую казну. В 1830 году жители табасаранского аула Джугди прогнали чиновника, посланного к ним для переписи, затем решили расправиться с беком Касим-беком, который обращался с жителями (худо и дерзко), но бек спасся бегством в горный Табасаран, где скрывался от преследования жителей в течение нескольких месяцев. Раяты не допустили Касим-бека, и царские власти отдали это селение в управление другому беку.
Это время совпало с походом Кази-Мухаммада в Табасаран. В рапорте Аслан-хана от 16 февраля 1830 г. на имя командира Апшеронского полка полковника П.И. Мишенко говорилось: «Табасараны скрытым образом условились с ним и готовы на исполнение всех его желаний». На самом деле делегация табасаран отправилась с письмом в Чумускент, где находился лагерь Кази-Мухаммада. В письме жителей Табасарана говорилось: «Мы приняли учение тариката, святой ислам свято исполняем, признаем нашим мюршидом Мухаммад-эфенди Ярагского… Не устояли против нас ни русские солдаты, ни мусульманские всадники, на горе Каргул, где был разбит Надир-шах, мы разбили и гяуров. Мюршид благословил тебя на газават. Табасаран, Кайтаг, Терекема и все тамошние народы ждут, иди же к нам на газават».
Как видно из содержания письма, табасараны были осведомлены о происходящих в Дагестане событиях. Они признают своим наставником Мухаммада Ярагского, который «благословил» Кази-Мухаммада на газават. Кроме того, табасараны ждали прихода Кази-Мухаммада к себе не только как религиозного деятеля, но и предводителя национально-освободительного движения. Как явствует из документа, табасараны гордятся успехами в боях с царскими властями в 1826-1829 гг., сравнивая борьбу против иранских завоевателей периода Надир-шаха. «Кайтаг и Табасаран, – пишет В. А. Потто, благодаря своему вечно крамольному духу, ожидали Казимуллу с неменьшим нетерпением. И если волнения, нарушившие спокойствие этих провинций в 1829 г., объясняются только взаимной враждой табасаранских владетелей и не имеют прямого отношения к началу мюридизма, то во всяком случае, они подготовили для него почву».
Из книги: Ханмирзаев Х.Г., Шахбанов М.К. Табасаран в период Кавказской войны. – Махачкала: Изд-во ООО «Мавел», 2025. С.127-133