Низами Гюлев,
доктор технических наук, профессор, ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова,
Прикаспийский межрегиональный институт (филиал МАДИ)
Логистика – это наука об управлении материальными, информационными и сопутствующими потоками (финансовыми, трудовыми, сервисными и т.д.). Под материальным потоком понимается абсолютно все, что перемещается по цепи поставок – это и сырье, и полуфабрикаты, и готовая продукция в разных состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Перемещение материального потока происходит по цепи поставок в логистической системе, в которой все звенья гармонично связаны и заинтересованы в успехе друг друга. Важно отметить, что перемещение материального потока по цепи поставок должно обеспечиваться с минимальными затратами. В этом заключается сущность логистики – то есть рост прибыли в каждом звене системы происходит не за счет повышения доходов, а за счет уменьшения расходов. Причем правильное логистическое решение должно быть выбрано из нескольких альтернативных. Таким образом, конечная стоимость (цена) товара обязательно будет наименьшей из всех возможных за счет минимизации затрат на покупку сырья, транспортировке, хранение, производстве, дистрибьюции и сбыте на основе использования логистических подходов и технологий.
При разработке или корректировке стратегии социально-экономического развития Дагестана необходимо учесть четыре этапа (или шага) логистики, которые универсальны и могут быть применены для развития любого региона с учетом местных особенностей или заменой и привязкой к инфраструктуре, потенциалу и ресурсам конкретного региона.
Шаг 1. Сельское хозяйство и производство
Республика Дагестан преимущественно является аграрной республикой, поэтому планирование и учет производства сельскохозяйственной продукции является важным стратегическим направлением в экономике республики. Не вдаваясь в цифры и подробности, хочу отметить некоторые проблемы в этом секторе экономики с логистической точки зрения.
По данным статистики, около четверти плодоовощной продукции в республике портится вследствие того, что она своевременно не реализуется (из некоторых районов трудно обеспечить сбыт), ее негде хранить (нет достаточного количества хранилищ) или на нее низкий спрос из-за изменения (снижения) цены. Подавляющее большинство предпринимателей и фермеров не владеют базовыми знаниями рыночной экономики и логистики, свою деятельность ведут обособленно, сбытом продукции также занимаются самостоятельно, разными путями «на свой страх и риск». В результате, как правило, первая партия продукции в другом регионе реализуется успешно, а вторая и последующие партии становятся убыточными (часто продукцию везут в дальние регионы, чтобы дороже продать). Такое происходит из-за того, что рынок постоянно и динамично изменяется, большое количество других поставщиков и конкурентов поставляют аналогичную продукцию на этот же рынок, насыщая его, в результате цена на данную продукцию резко снижается. Известны случаи, когда сельхозпродукция, посеянная в прошлом году и созревшая в текущем, остается на полях неубранной и портится из-за снижения продажной цены этого года по отношению к прошлому году. Затраты на уборку, хранение и транспортировку продукции превышают доходы от ее реализации, в результате предприниматель или фермер оказывается в больших убытках. У жителей горных аулов и селений часть урожая также портится из-за невозможности или удаленности сбыта. Таких примеров можно привести сотнями.
Производство и реализация сельхозпродукции по республике носит фрагментарный и хаотичный характер. Мои попытки выяснить сколько, какой продукции и конкретно откуда и куда завозится, и вывозится из республики, не увенчались успехом. Таких данных нет! Есть только общие статистические данные, по которым трудно или невозможно отрегулировать рынок сельхозпродукции в республике. Поэтому происходят перекосы, которые заключаются в появлении излишков некоторых видов продукции (которые со временем портятся или сбываются по очень низким ценам) и дефиците другой продукции (вследствие этого резко увеличивается ее цена, которая редко снижается в дальнейшем). Отсутствие достоверных данных по ввозу и вывозу продукции также приводит к тому, что происходят встречные перевозки одних и тех же видов продукции. Например, из республики вывозятся картофель, помидоры, молочная продукция и т.д. и завозятся эти же виды продукции из других регионов, Египта, Турции, Китая, Ирана и т.д. Также вывозятся из республики некоторые виды продукции в виде сырья (например, молоко, фрукты и т.д.), а ввозятся обратно после переработки в виде готовой продукции и т.д. Недопустимая с точки зрения логистики ситуация!
Почему так происходит? Наверное, потому что нет достаточного государственного регулирования, нет достаточного учета объемов отправок и поставок продукции, нет достаточных мощностей и резервов. Логистический подход при производстве и реализации сельхозпродукции как внутри республики, так и за ее пределами, а также при ввозе в республику предполагает обязательное выявление потребностей по разным видам продукции, то есть нужны исходные данные. Без этого невозможно найти оптимальное решение этой проблемы. Необходимо в каждом районе определить сколько и какой продукции производится (такие данные в целом имеются) и места реализации, определить потенциальные возможности производств, целесообразных по наличию ресурсов и местных особенностей в конкретных районах и потребности районов в разных видах продукции. Далее систематизировать и определить объемы по республике. Выявить и определить объемы встречных перевозок, при их наличии путем государственного регулирования рассмотреть вопрос о возможности оставить продукцию в республике с учетом компенсаций предпринимателям по цене и упущенной выгоде. Не заказывать и не завозить то, что можно выращивать, производить и перерабатывать в республике. Другими словами, обеспечивать закупки у предпринимателей и фермеров по взаимоприемлемой цене. Необходимо выстраивать логистические системы и цепи поставок с учетом интересов всех участников системы. Государственное регулирование также заключается в определении мест размещения производств (птицефабрики, животноводческие комплексы, цеха по переработке плодоовощной и мясомолочной продукции, распределительных центров, складов, хранилищ и т.д.) с применением логистических подходов и методов. Необходимо объявлять тендеры на строительство таких объектов и оказывать государственную помощь.
Производство, будучи одним из главных звеньев логистической системы, является базой и опорой экономики региона, оно позволяет обеспечить эффективное развитие и процветание государства, рост материального благосостояния общества за счет добавленной стоимости. То есть из сырья производится товар, который после реализации позволяет получать дополнительный доход и, как следствие, развивать, расширять производство и укреплять экономику государства. Отправляя сырье в другие стран, а потом закупая продукцию, изготовленную из него, мы тем самым даем возможность этим странам получать дополнительный доход и укрепляем их экономики.
Организация производства является одной из самых трудных и ответственных задач, потому что производители буквально на «пустом месте с нуля» и с риском для себя организовывают производства и тем самым взваливают на себя тяжелую ношу, выполняя функции государства и помогая ему в выпуске необходимой продукции, открывая рабочие места. И, конечно, государство, особенно на начальном этапе, должно всесторонне помогать и поддерживать производителя, освобождая его от разных проверок и обеспечивая низкие ставки налогов. Во многих странах государство помогает производителям, предоставляет им большие льготы. Например, в Китае на начальном этапе у производителей отсутствуют налоги, там низкие ставки кредитования и т.д. То есть им дают «встать на ноги» и укрепиться. В то же время производитель для обеспечения успешной деятельности должен иметь знания по экономике и логистике. Производство, являясь основным звеном логистической системы, одновременно и само является микрологистической системой. Производитель постоянно должен изучать спрос на свою продукцию и динамику его изменения на рынке, проводить маркетинговые исследования, иметь обратную связь с потребителями для оценки качества, свойств и характеристик по их отзывам, совершенствовать продукцию и т.д. Если этого не делать, то высока вероятность того, что производство обанкротится и прекратить существование.
Для того чтобы иметь крепкие позиции на рынке и успешно конкурировать, необходимо выстраивать свои отношения в логистической системе на основе принципов и технологий логистики. В первую очередь необходимо определиться с тем, какую продукцию нужно производить, изучить, анализировать ее место на рынке, изучить спрос и динамику ее изменения. Далее необходимо сделать выбор надежного поставщика сырья на основе соответствующих логистических расчетов по цене на сырье, качеству, надежности, срокам поставок и другим параметрам. На следующем этапе необходимо, также используя методы и технологии логистики, проектировать зоны для внутри складской деятельности (по переработке, фасовке, комплектации товаров, проверке оборудования, бытовой техники и т.д.) и рассчитать размеры складских помещений для хранения сырья и готовой продукции, организовать работу технологического транспорта. Далее необходимо выбрать рациональные транспортные средства в результате расчетов по заданному критерию, построить дистрибутивную сеть для сбыта готовой продукции. Производство должно быть оснащено современным универсальным гибким технологическим оборудованием, которое при изменении (снижении) спроса на данную продукцию, можно переналадить на выпуск другой необходимой продукции. Должны быть подобраны квалифицированные и мотивированные работники, обеспечен здоровый рабочий климат (отношения) в коллективе. Здоровые и устойчивые отношения внутри коллектива нередко имеют больший вес и мотивацию для повышения производительности труда, даже чем размер заработной платы.
Необходимо уметь правильно рассчитывать объемы запасов сырья и готовой продукции. Определение уровня запасов является одним из важнейших этапов в производстве, так как от этого значительно зависит себестоимость выпускаемой продукции. Затраты на управление запасами достигают 40% и больше от общих логистических затрат. Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в производстве. Низкий уровень запасов может из-за нехватки некоторых видов сырья привести к остановке производства (конвеера) и к дальнейшим негативным последствиям, срыву заказа по срокам, уменьшению объема выпуска продукции и т.д. Большой уровень запасов приводит к замораживанию значительного объема финансовых ресурсов предприятия, превращая их в «мертвый капитал». Поэтому расчет необходимого уровня запасов и способов их пополнения является одной из важнейших задач логистики. В качестве примера можно привести организацию работы производства в автомобилестроительной корпорации «Тоуоtа Motors». Японцы в семидесятые годы ХХ века в течение десяти лет разработали и внедрили в производство систему KANBAN (в переводе карточка) в рамках логистической концепции «Just In Time» (JIT), (в переводе означает «Точно в срок»), которая позволила им практически отказаться от запасов, сохранив только страховой уровень. Это позволило им резко снизить себестоимость производства автомобиля и успешно конкурировать на мировом рынке, вытесняя европейские и американские автомобили.
Решить задачу совершенствования системы управления запасами возможно в такой последовательности.
Постановка задачи: разработка и совершенствование системы пополнения и алгоритма управления запасами на производстве, оптовой базе, в торговом центре.
1) Пути решения: а) исследование и анализ существующей системы пополнения и управления запасами; б) исследование информационной системы объекта; в) анализ ассортимента запасов по степени равномерности спроса и точности прогнозирования; г) разработка алгоритма управления запасами;д) оценка разработанной системы по критерию минимума общих затрат.
2) Ожидаемый результат (эффект):
1) социально-эконо мический: а) обеспечение постоянного наличия необходимого количества запасов; б) значительное высвобождение финансовых ресурсов за счет оптимизации уровня запасов; в) снижение затрат на управление и контроль запасами вследствие разработки рациональной системы управления.
Товары, выпускаемые производством, должны быть качественными, привлекательными по дизайну, удобными в применении, надежными, доступными по цене, соответствующими самым высоким мировым стандартам – этого можно добиться, используя логистические методы и концепции. Существует множество логистических систем и концепций, таких как OPT «Оptіmіzed Рrоduction Тесhnologу» (Оптимизированная производственная технология»), LP «Lean production» (Тонкое производство), MRPI – Materials Requirements Planning (Планирование потребностей в материалах), MRPII – Materials Resource Planning (Планирование потребностей в ресурсах) и т.д., для разных видов производств, которые позволяют значительно повысить эффективность производственной деятельности фирмы, предприятия. Также следует отметить концепцию TQM – Total Quality Management (Тотальное управление качеством), после применения которой продукция гарантированно будет качественной. Это своего рода аналог советского «знака качества». При использовании этих концепций повышается качество продукции, снижается ее себестоимость, оптимизируются технологические процессы, уровень запасов сырья и готовой продукции, повышается оборачиваемость капитала (финансовых ресурсов), значительно снижается брак и отходы производства, повышается безопасность труда. Также следует отметить важность сокращения различных логистических операций и функций. По данным известных фирм, таких как «Bosch», «Siemens», «General Motors», «Mitsubishi», снижение затрат на выполнение логистических операций и функций на 1% эквивалентно в финансовом плане 10% от объема сбыта. То есть логистический эффект заключается в том, что после снижения на 1% затрат можно уменьшить объем сбыта продукции на 10% и сохранить ту же прибыль, что имели до снижения затрат, а если сохранить уровень сбыта – то это плюс 10% дополнительной прибыли.
Подытоживая изложение материала первого шага следует отметить, что использование и внедрение логистических подходов и концепций в сельском хозяйстве и производстве позволяет значительно повысить эффективность их деятельности и оптимизировать различные процессы в этих отраслях экономики. Цель логистики – это максимизация прибыли путем тотального снижения затрат по всей цепи поставок.
Продолжение следует.

