Я был в обиде на Творца,
Что остался без сапог,
Пока не увидел молодца,
Который был без ног.
(Из народной мудрости)
В этом высказывании – целая философия жизни. Оно содержит богатую информацию для глубокого осмысления, размышления и взвешенных выводов. А следующее четверостишие более адресно проливает свет на предмет нашего разговора:
Порок тщеславия, даруемый толпой
И принимаемый с восторгом себялюбцем,
Так осуждаемый религией скупой,
Преподносимый Похвалой на блюдце (Т. Т.)
Это что?! Не дай бог таким людям попасть на кончик пера Омару Хайяму – он мигом собьёт с них спесь:
Чем ниже человек душой,
Тем выше он задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос.
Александр Поуп же утверждает, что в каждом человеке столько тщеславия, сколько ему не достаёт ума.
Чем тщеславнее человек, тем ярче оголяется его духовное убожество. Не надо забывать, что бриллиант и в грязи остаётся бриллиантом, а пыль, вознесённая до небес, всё равно остаётся пылью.
Я – человек, лишённый чёрной зависти, но жаждущий справедливости. Я от всей души приветствую людей, заслуживших звания, уважения, славы своим умом, самоотверженным, честным трудом, чистой совестью, и осуждаю людей тщеславных, низких душой, чванливых, надменно горделивых, кичливых, незаслуженно «заслуженных».
Что же такое слава и что же такое тщеславие?
Слава – это почётная известность как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, уважения и восхищения. Но не надо забывать: кто как поживёт, такая слава и пойдёт. Она может быть доброй и может быть дурной. Тщеславие – это кичливое высокомерие, любовь к незаслуженной славе, к почитанию. Тщеславие называют королевой всех грехов, ибо оно лишает нас моральных ценностей, являющихся регулятором наших взаимоотношений в человеческом общежитии.
Проблема тщеславного человека в том, что слава для него превращается в наркотик. Когда приходит прозрение, он впадает в депрессию и часто кончает жизнь суицидом. Но у нас это исключено: прозрения не бывает, а если и бывает, то очень редко и в малых дозах.
Тщеславием люди бывают поражены и в духовной сфере. Проявляется это в показной, рекламной демонстрации добродетелей – дабы получить восторженные похвалы от людей и завоевать их уважение, иногда и материальную выгоду. Поражённые тщеславием могут совершить любые подлости в своём стремлении очернить честных и обелить виновных. Они могут сделать так, чтобы «человек, укравший курицу, сидел в тюрьме, а человек, укравший верблюда, ехал на верблюде». И очень часто такие люди «крышуют» себя Аллахом и его Посланником.
Есть такое выражение: «В историю можно попасть, в историю можно влипнуть, историей можно стать». К чему же стремимся мы? – хотим попасть, влипнуть или стать?
О Аллах! Как же низко нужно пасть,
Чтобы в Историю попасть!
Я не завидую людям, которые дошли (а может, и доползли) до степеней известных. Получить звания, награды легко, а вот быть достойными их очень трудно. Я никогда не думал о наградах, о званиях, не гнался за ними, и поэтому они обходили меня стороной. Если раньше «по одёжке встречали и по уму провожали», то сейчас и встречают, и провожают по чинам и званиям. Это у тех, конечно, кто оставил совесть на задворках жизни. Тем не менее, иногда многим приходится успокаивать себя словами Омара Хайяма:
«Ты обойдён наградой? – Позабудь!…
Беспечный ветер в вечной книге жизни
Мог и не той страницей шевельнуть».
Вопреки своим умственным способностям человек, одержимый тщеславием, стремится утвердить и утверждает себя во властных структурах, в мире науки и культуры, в общественной жизни, хотя он не вписывается ни в одно из них ни морально, ни нравственно, ни физически. Почему мы находимся на таком низком уровне в иерархии нравственных ценностей в человеческом общежитии? Почему мы не в состоянии задаться вопросом: а соответствую ли я тому званию, лауреатом которого стал с помощью мозгов другого человека или толстого кошелька? Почему совесть не гложет таких людей? Почему общественное мнение, которое играет роль прокурора, адвоката и судьи, люди оставляют на задворках жизни и не считаются с ним? Как люди могут позволить себе сначала нравственно так опуститься, чтобы потом вознестись к вершинам славы и материального благополучия, превращая себя в идолов, а прочих в идолопоклонников? Так наше тщеславное эго порождает уродливое иго.
Почему не задаёмся вопросом: а что после меня? Ведь яблоко от яблони далеко не падает. Или после меня хоть потоп как проявление идеального эгоизма?
Я пришёл к выводу: только в больном обществе могут рождаться тронутые тщеславием умы. Эта зараза, к сожалению, передаётся по наследству от поколения к поколению, действуя по принципам: «кто смел, тот два съел», «где сила, там ума не надо».
Но запомните, что в этом обществе не перевелись ещё и такие люди:
– Дед, а дед, почему ты не надеваешь свой китель с орденами и медалями? Ведь сегодня День Победы!
– Внучок, соседкин муж, дядя Коля, с фронта не вернулся. Боюсь разбередить её старую рану. Лучше я пройдусь так, по-простому.
– Так мог сказать только человек, наделённый величайшим благородством души.
Мы постепенно становимся равнодушными, безразличными к тому негативу, который окружает нас и становится нормой жизни. Таким стало и наше отношение к тщеславию. Порой махнём рукой и скажем: «Ну и пусть!» Нет, уважаемые! Тщеславие опасно тем, что «больные», заражённые этим вирусом, заслоняют собой людей, достойных истинной славы, людей, способных делать историю страны, способных обеспечить ей поступательный ход развития. И очень обидно, когда такие люди оказываются и остаются за бортом жизни. Тщеславие – это своего рода тихий террор, разъедающий и разрушающий, как и коррупция, наше общество изнутри.
Тщеславие стало болезнью современности. Оно проникло во все сферы деятельности человека и в век Интернета получило ощутимую поддержку, когда популярность людей стали измерять «в лайках». Но как бы высоко ни поднялся тщеславный человек, в глазах простых людей, трудового народа он низок, смешон, жалок и ничтожен. Через тщеславие человек мельчает, унижается, теряет уважение других людей и своё доброе имя. А кто он без доброго имени?
Кстати, доброе имя, если оно доброе, нужно высекать не на мраморных плитах и писать на ярких плакатах, а оставлять в сердцах людей. Запомните это, люди, заражённые вирусом тщеславия! Чаще задавайте вопрос: «Кто я?» Ответ найдёте в глазах и на устах окружающих.
Все мы разные, но жить нам в одном мире, на одной планете, под одним небом. Устраивая свою жизнь, не надо забывать, что рядом живут другие люди, способные дать тебе свою оценку. И помните, что есть одна книга, над которой не властны сильные мира сего – это память народа. В этой книге мы находим сгустки разума людей прошлого, читаем настоящее и с надеждой взираем на будущее. В ней каждый и найдёт свою оценку.