Джамал ад-Дин из Татиля, или как возникла аджамская письменность в Табасаране

 

Магомед Гасанов, Эльмира Магомедова

Территория расселения табасаранского населения относится к регионам, подвергшимся арабским завоеваниям и активному распространению мусульманской культуры на наиболее ранних этапах.

Начиная с середины с VII века до начала IX века, т.е. в течение около ста пятидесяти лет, арабы систематически стремились к упрочению своих позиций в Табасаране. С этой целью на табасаранской земле арабские завоеватели поселили тысячи мусульман, возвели крепости. Арабские миссионеры в табасаранских аулах строили мечети, при которых функционировали мектебы (медресе), где учились мутаалимы. Обнаруженные в различных аулах Табасарана надписи на надгробиях, стенах мечетей, собрания хадисов, богословские трактаты, генеалогии, книги по мусульманскому праву, медицине, кодексы законов, словари, письма, завещания и т.п., относящиеся к XI – XVII векам, являются важнейшими историческими материалами. Поэтому необходимо пересмотреть ходячее представление, будто народы Дагестана до недавнего времени были бесписьменными. Это касается и табасаранского народа. Следует признаться, что раньше и мы сами под влиянием господствовавших тогда установок разделяли мнение о том, что у народов Дагестана, в том числе и табасаранского, до XX в. отсутствовала письменность.

В каждом табасаранском ауле сохранились эпиграфические памятники, которые являются наиболее ранними свидетельствами распространения письменности.

Богат эпиграфическими памятниками Татиль – одно из старинных селений, которое занимает выгодное естественно-географическое положение. К западу от села сохранились остатки форта Горной стены (Дагбары). Форт у села Татиль представлял собой опорную базу с расквартированным там арабским населением.

К северу от села Татиль расположено надмогильное сооружение «Мизнан пирар», давшее название самой местности. На этой местности, в лесу, сохранилось старое кладбище, где наиболее ранние надмогильные плиты имеют куфические надписи. Сведения, сообщаемые надписями на камнях, по своей значимости близки к старинным рукописям.

Поиски приспособления арабского алфавита к фонетическим особенностям табасаранского языка отразились в эпиграфических памятниках и рукописях XII-XIV вв. Для передачи специфических для табасаранского языка звуков местные знатоки, не выходя за рамки графических знаков арабского алфавита, путём добавления к его буквам точек и тешдида (гьяракIа), создавали новые, отсутствующие в арабском алфавите буквы. При написании различных текстов на табасаранском языке, а также названий предметов быта в арабоязычных эпиграфических памятниках, завещаниях и других текстах их авторы пользовались «аджамской системой письма».

Таким образом, параллельно с арабской письменностью, среди некоторой части населения Табасарана возникла аджамская письменность.

Характерным признаком развития культуры табасаран в тот период явилось формирование деятелей типа «шейхов», «мудрецов», «святых». Они развернули деятельность по распространению своих идей. По словам Гаджикерима Абдурахманова (1884 г.р.) в местности «Мизнан пирар» находилось старинное селение, в котором жили шейхи, которые своими знаниями арабского языка славились в табасаранских, агульских, кайтагских аулах.

Существование шейхов в Татиле подтверждают ранние надмогильные плиты. «Некоторые из надписей, – пишет проф. Л.И. Лавров, – сообщают о важных политических событиях и видных деятелях».

Наибольший интерес представляют две высокие плиты из сел.Татиль. Первая плита датируется 583 г.х., т.е. 1187 г. «Это могила нашего шейха подвижника (аскета) набожного… Джамал ад-Дина Йахйа ибн Шейх Йусуфа – да простит их обоих Аллах» написано на ней. В памятнике представлено сочетание двух стилей – куфи и насха.

М.Р. Гасанов на старом кладбище поселения «Мизнан гъул» у надмогильной плиты Шейха Йусуфа, 1970 г.

В эпитафии – надгробной надписи – сказано, что Джамал ад-Дин был шейхом. Он был духовным лидером суфийской общины. Как известно, в Дагестане, в том числе в Табасаране, распространен был суфизм, идеями которого к середине XI в. был охвачен весь мусульманский мир. Что касается местных алимов, они уже на начальном этапе проникновения ислама сыграли важную роль в распространении арабской культуры.

Период, когда жил шейх Джамал ад-Дин – это время дальнейшего распространения ислама в Табасаране. Эпиграфические памятники Татиля свидетельствуют о том, что в Табасаране возникла письменность, основанная на графической основе арабского письма. В этот период жил и творил Абу Бакр ад-Дарбанди, создавший суфийскую энциклопедию «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») XI-XII вв.

Как пишет Абу Хамид ал-Гарнати (XII в.), в Дербенте существовали медресе, в которых было много алимов. Здесь учились и представители табасаранского народа. Следует полагать, среди них был и шейх Джамал ад-Дин.

Как считает проф. А.Р. Шихсаидов, Джамал ад-Дин был шейхом, продолжившим деятельность предшественников по распространению ислама и исламской культуры в Татиле и соседних аулах. Согласно имеющим хождение среди татильцев преданиям (Г.Абдурахманов, Ш.Алиев и др.), Джамал ад-Дин являлся представителем тухума «ЧIегънар», основавшее селение Татиль. Предкам Джамал адДина жители Татиля приписывают исламизацию татильцев и жителей соседних сёл. Эпитеты, которыми награжден Джамал ад-Дин, говорят о нем как о религиозном деятеле.

К сожалению, письменных памятников, кроме эпиграфических, в Татиле о Джамал ад-Дине не сохранились. Это не значит, что их не было. На территории Табасарана обнаружены арабские документы середины XIV в., имеющие местное происхождение. Об этом свидетельствуют содержащиеся в тексте табасаранские слова бархал, баттил, курмес, мукьу и др. Сведения о деятельности Джамал ад-Дина крайне скудны, они носят дискуссионный характер, но представляют определенный интерес для дальнейшего исследования вопроса.

В своих статьях мы, безусловно, должны опираться на источники, подтверждающие выдвинутые положения. Вместе с тем следует отметить, что происходившие события, явления, процессы в источниках не только не отражались, но даже и не фиксировались. Поэтому предположения, как бы они ни были гипотетичны, представляют безусловный интерес. Изложенный материал позволяет заключить, что процесс зарождения «аджамской» системы письма для табасаранского языка относится к XI-XII вв. – к периоду, когда жил Джамал ад-Дин из Татиля. Этот процесс не был явлением одномоментным. Он растянулся чуть ли не на столетия.