В сентябре 2020 года начальником управления образования г. Дербента была назначена почетный работник общего образования РФ, отличник образования РД Алиева Чимназ Рамазановна, ранее проработавшая заместителем начальника управления образования Сулейман-Стальского района и начальником отдела дополнительного образования и воспитательной работы управления образования администрации г.Махачкалы. Наш корреспондент Умганат Сулейманова побеседовала с Чимназ Рамазановой о ее первых управленческих решениях на новом посту, ее видении построения образовательного процесса в школе, об особенностях организации работы школ в условиях коронавирусной пандемии и других вопросах.
– Чимназ Рамазановна, Вы уже несколько месяцев работаете в должности начальника управления образования города Дербента. Каковы первые впечатления от работы?
– Прежде всего хочу отметить, что я осознаю ту ответственность, которая на меня возложена, и благодарю экс-главу города Дербента Хизри Абакарова за оказанное доверие. Понятно, что новый человек – это новый подход, новое видение работы. Я убеждена, что главная цель успешной работы – ежедневный тяжелый труд и лишь малая толика таланта и везения. Нельзя ходить на работу просто потому, что куда-то надо ходить. Должно быть личное участие, личное мнение, личная вовлеченность руководителя. Делайте работу с душой и честно – и успех будет гарантирован – вот мой жизненный девиз, и он работает на сто процентов.
– Свою работу Вы начали с посещения образовательных учреждений города. Почему Вы считаете это необходимым и какова была цель этих посещений?
– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мне хотелось своими глазами посмотреть, в каких условиях работают люди, почувствовать их настроение. Последнее очень важно, так как способствует построению коммуникации, атмосферы в коллективе. Мне кажется, главная задача руководителя не знать какие-то технические науки, а быть психологом, уметь слышать людей (и учителей, и обучающихся, и родителей) и быстро реагировать: кого-то похвалить, кому-то указать на недостатки, кого-то направить, кому-то помочь. Таков стиль моей работы.
– Что в образовательном процессе Вы считаете приоритетным: образование или воспитание?
– Безусловно, современный успешный ребенок – это ребенок, обладающий знаниями и умениями. Предметные знания приводят к успешной сдаче экзаменов и определению профессии ребенка. Однако, несмотря на это, я придерживаюсь мнения, что воспитание – это первичный фактор полноценного развития человека, образование же вторично. В результате пренебрежения воспитанием при сохранении информационной составляющей образования, выпускник школы приобретет возможность выполнения определенного типа работ, но у него не будет создана способность различать допустимые и недопустимые действия. Только воспитание делает человека «человеком». Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
– С учетом каких же ценностей должно строиться воспитание в школах?
– На мой взгляд, одно из важнейших направлений воспитательного процесса, по которому в школах города должна идти большая и кропотливая работа, – это гражданско-патриотическое воспитание. И, конечно же, главной формой работы по воспитанию гражданской и социальной ответственности, заботы о благополучии своей страны, республики, города, я считаю, является воспитание на «живом» примере. Подрастающее поколение должно свято верить в свое Отечество, знать свою историю, гордиться подвигами отцов и дедов. Только обычаи и традиции наших предков, которые учат стремиться к высокой культуре, к таким естественным идеалам, как истина, добро, справедливость, добросовестное отношение к труду на пользу общества и своей Родины позволят воспитать высоконравственную личность, способную реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
– Как налажена связь школы с родителями? С какими вопросами обращаются родители школьников в управление образования и как они решаются?
– Безусловно, родители – единомышленники и полноправные участники образовательного процесса. Они, как и школа, несут равную ответственность за воспитание и обучение детей. И для успешной организации работы по сотрудничеству школы и семьи в вопросах воспитания и социализации детей и молодежи свою деятельность осуществляют общешкольные родительские комитеты, попечительские Советы, управляющие Советы, созданы Советы отцов.
Хочу подчеркнуть, что родители стали активными участниками всех дел образовательных учреждений, помощниками педагогов. Мы им очень благодарны за поддержку и надеемся на дальнейшее сотрудничество и помощь. Уверена, что только совместная работа родителей, детей и учителей способна дать в образовании положительные результаты.
Вопросы, с которыми обращаются родители в управление образования, или поступающие по телефону «горячей линии» (проблемы устройства в детские сады, вопросы по государственной итоговой аттестации, получения аттестатов и др.), оперативно рассматриваются и принимаются меры для решения проблем.
– Как повлияла пандемия на работу общеобразовательных учреждений города?
– Безусловно, коронавирусная пандемия повлияла на весь образовательный процесс. Меры предосторожности, введенные в 2020 году, будут сохранены и продолжены. С 1 января 2021 года вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов и других организаций для детей и молодежи, действующие до 2027 года. Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
– Будет ли изменен порядок приема детей в образовательные учреждения?
– В 2021 году школы должны организовать прием детей по новому порядку минпросвещения России: изменились сроки приема, пакет документов и содержание заявления. Дата сместилась на два месяца. Родители детей, проживающих на территории, которая закреплена за школой, могут подать заявление с 1 апреля до 30 июня, а с 6 июля по 5 сентября при наличии свободных мест принимаются заявления у родителей, проживающих на территории, не закрепленной за школой.
– Сказалась ли пандемия на результатах ЕГЭ в 2020 году?
– Пандемия не повлияла на результаты ГИА-2020. Следует отметить тот факт, что результаты ЕГЭ улучшились по сравнению с 2019 годом: 7 учащихся получили 100 баллов по предметам русский язык, химия, обществознание. Увеличилось количество обучающихся, которые набрали от 90 до 99 баллов. 100% успеваемость показали участники ЕГЭ по английскому языку, литературе и географии. Также улучшились результаты ЕГЭ по литературе, физике, биологии, английскому языку, русскому языку.
Это, конечно же, результат кропотливой работы педагогических коллективов образовательных учреждений. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всему педагогическому сообществу города за практический опыт, профессионализм и самоотверженный труд.
– Спасибо Вам, Чимназ Рамазановна, за интересный разговор! Желаю Вам воплощения всех замыслов в практическую деятельность на благо нашего города!